Ловушки краудфандинга. Как не попасть на Kickstarter

Отделяем зерна от плевел.

На фоне недавнего провала на Kickstarter лазерной бритвы Skarp Laser Razor, история которой подробно описана, вспоминается масса похожих случаев. Мораль у них одна – от инвестиций в пустоту никто не застрахован.

1. Мошенники поневоле

Немало успешно профинансированных, но впоследствии заглохших проектов, бэкерам которых приходится смириться с мыслью, что денежки-то тю-тю – реальные инвенторы с реальным желанием изменить мир, но при этом либо жертвы форс-мажоров, плохой организации бизнес-процессов, либо просто лентяи-прокрастинаторы. А чаще всего, целевой суммы просто недостаточно для полноценного релиза первой партии продукта.

Pirate3D Buccaneer

pirate3d-buccaneer-3d-printer-3

В 2013 году кампания 3D-принтера Pirate3D Buccaneer привлекла 1 438 000 долларов от 1520 поддержавших проект пользователей. Причем большинство из ник вложили в производство принтера от 300 долларов и больше, рассчитывая получить его по сниженной цене предзаказа. Первые счастливые обладатели принтера должны были получить его в феврале 2014 года, однако получили только в сентябре.

Разработчики долгое время не отвечали на вопросы бэкеров, сохраняя полную тишину в комментариях. Затем последовало заявление, что деятельность компании из-за серьезных денежных проблем заморожена и ей срочно необходимо дополнительное финансирование на серийный выпуск продукта. О сроках выполнения поставок – опять ни слова.

iFind

15

Другая жертва собственных недоработок – привлекательный на первый взгляд гаджет для поиска потерянных вещей iFind. Формально проект был закрыт администрацией Kickstarter из-за отсутствия патента на работу прибора без батарей, а по факту – из-за потока скептических комментариев относительно жизнеспособности продукта. Очень уж много было технических вопросов к полностью автономному брелоку-тегу.

2. Фантазеры

Авторы проектов нередко выдают желаемое за действительное. Не пойман – не вор, преступность их мотивов не доказана. Однако с помощью фотошопа и искусных визуализаций голая идея превращается в блестящий MVP, от которого у бэкеров начинается активное слюноотделение.

Часы Ritot

ing1.956x518

Эти проецирующие время прямо на руку смарт-часы разбередили душу не одной тысяче пользователей. Обещанные 20 цветов проекции, нечувствительность к солнечному цвету и элегантность сулили небольшую технологическую революцию. Но уже через несколько дней после начала кампании у бэкеров возникло множество закономерных вопросов к авторам проекта.

Во-первых, многих неприятно удивило то, что промо-картинки Ritot были сделаны в Photoshop. Позже в фотобанках нашлись и исходники. На комментарии пользователей разработчики то не отвечали совсем, то отвечали весьма туманно, оставляя без внимания главные вопросы – как им удалось при малой толщине устройства (12 мм) победить проблему слишком острого для проецирования угла или же насколько способен используемый в часах DLP-элемент противостоять солнечному свету, как уверяет команда проекта. Масла в огонь подлило второе опубликованное разработчиками видео, в котором автор проекта неожиданно для всех представился другим именем.

Шпионские очки ZionEyez

zioneyez-eyez-spectacle-camera
За два года до релиза Google Glass для разработчиков у пользователей Kickstarter уже был шанс заполучить очки, с виду ничем не отличающиеся от обычных Ray Ban, но с функцией видеозаписи и хранения видео на собственном чипе емкостью 8 Гб. Вместо 55$ тысяч было успешно собрано 343 415$.

Более двух тысяч бэкеров, поддержавшие проект разными суммами, от 1$ до 1500$ (10 пар очков и 10 промо-футболок), стали ждать свой гаджет. С тех пор и ждут. Через пару лет полного молчания разработчики ZionEyez ненадолго вышли на связь с бэкерами, сообщив об изменении названия на Zeyez и снова канули в Лету. И возможно, окончательно – официальный сайт компании, не обновлявшийся с 2012 года, теперь просто недоступен. Кто вернет деньги, непонятно.

3. Скамеры

На сегодня в мире официально зарегистрировано порядка 400 краудфандинговых платформ. И их становится больше. В этом году, по прогнозу Massolution Research, общий объем мирового рынка коллективного финансирования достигнет 34,4$ миллиардов, что удвоит показатель 2014 года. Однако вместе с популярностью краудфандинга растет число желающих отщипнуть себе немного от этого гигантского пирога.

Часы JMKS ESS Watch Co

часы

Кому бы не хотелось носить на запястье элегантные часы-скелет швейцарского качества с уникальным дизайном? К тому же всего за 100 долларов. Однако кампания якобы «швейцарского часовщика» Джеймса Хадсона была разоблачена уже через четыре дня. Кто-то из поймавших себя на дежа-вю пользователей не постеснялся использовать Google Image Search и обнаружил «уникальные» часы китайского производства на Amazon за 14.80$.

LUCI

Красивая футуристическая концепция индуктора сновидений LUCI ценой в 150 долларов покорила сердца 2569 бэкеров ровно на неделю, пока подкованный в вопросе пользователь не подверг серьезной критике основные тезисы в презентации гаджета. Затем выяснилось, что компании GXP Technologies, которая «разработала» это чудо, в природе не существует, а на промо-фото обнаружились следы вездесущего фотошопа.

На Indiegogo не лучше

Одна из крупнейших краудфандинговых платформ Indiegogo более либеральна, чем ее главный конкурент Kickstarter. В частности, на Indiegogo возможна так называемая «гибкая модель финансирования». Выбрав ее на старте, автор проекта может получить собранную сумму, не достигнув заявленной цели, заплатив платформе 9% комиссионных вместо обычных 4%.

Этим нередко пользуются мошенники. Автор проекта Kreyos Meteor SmartWatch скрылся с 1,5$ млн, полученных от доверчивых бэкеров, пообещав им водонепроницаемые смарт-часы с голосовым управлением.

kreo

Кроме того, администрация Indiegogo не так требовательна к проектам, как Kickstarter, где от авторов требуется гораздо больше технических деталей, подтверждающих жизнеспособность продукта. Поэтому определенная миграция с платформы на платформу закономерна. Например, пресловутая лазерная бритва Scarp после бана на Kickstarter тут же всплыла на Indiegogo, где за 13 дней успела собрать 407 600$.

skar

Атака клонов

Новый тренд мошенников на Indiegogo – спекуляция на успешных кампаниях с Kickstarter, как это было с клоном кампании по финансированию третьей части японской саги Shenmue для Windows и PlayStation 4. Правда, в большинстве случаев, столь наглый фрод пресекается администрацией платформы

shenmue

Через некоторое время после того, как игра успешно привлекла на Kickstarter 6 333 295$, фейк Shenmue 3 появился на Indiegogo. Причем разместивший его скамер использовал оригинальные промо-фото и видео от автора трилогии, культового японского дизайнера Ю Судзуки.

handibot-xl

Та же судьба постигла портативный фрезеровально-гравировальный станок Handibot, после того как он привлек с помощью Kickstarter сумму вдвое большую, чем целевая. Когда обман был замечен, фейк Handibot уже успел собрать на Indiegogo приличную сумму.

Вскоре после этого были уличены в обмане клоны успешных кампаний по финансированию комиксов Hinges и Like a Virus. А в июле собирающим средства на Indiegogo свой продукт с удивлением обнаружили авторы упоминавшегося выше 3D-принтера Pirate3D Buccaneer, которые Все перечисленные случаи мошенничества были пресечены Indiegogо сразу после жалоб законных правообладателей, но факт остается фактом.

Поэтому, прежде всего нужно принять самую главную истину:

Краудфандинг – не покупка продукта

pebble

Поддержка инновационных гаджетов и всяких штук будущего на Kickstarter или Indiegogo сегодня дело обыденное. Вложиться в технологии будущего, а заодно в числе первых получить новый продукт или памятный сувенир – почетно и радостно. Однако, если до подарков дело вдруг не доходит, а сумма серьезная – неприятный осадок останется.

Все идеологи краудфандинга как один уверены – к поддержке инновационных проектов с помощью народного финансирования изначально не стоит относиться, как к походу в супермаркет. Даже если проект успешно достиг цели, а итоги кампании намного превысили целевую сумму. Венчурное финансирование, разновидностью которого является краудфандинг, потому и венчурное, что сопряжено с высокими рисками.

«Особенно высоки риски у технических или наукоемких проектов. Там переменных и неточностей довольно много и на стадии прототипа. Кроме того, следует понимать, что краудфандинг – это не магазин в чистом виде. Это скорее, путь к мечте. Вы покупаете не товар, а эксклюзивную возможность поучаствовать в создании крутого, вдохновляющего, на ваш взгляд нужного продукта с возможностью его получения», – говорит евангелист краудфандинга в России, сооснователь агенства Crowdhunters Михаил Зельдин.

«Из 60 поддержанных мной на Kickstarter проектов по дороге к цели отвалилось только два, еще столько же не прислали продукт после успешного завершения раунда», – говорит «серийный бэкер» Авраам Грозман. По его словам, с целью снизить до минимума процент риска нужно обращать внимание на кампании на последней стадии сборов, когда успешный исход уже не вызывает сомнений.

Заведение в США ряда уголовных дел против скамеров, уличенных в преступных действиях на Kickstarter, Indiegogo и других площадках, говорит о том, что власти уже принимают меры в борьбе с мошенничеством в краудфандинге.

Основанная на благотворительном начале краудфандинговая схема несовершенна. Любая сфера, где крутятся большие деньги, провоцирует криминальное мышление. А в краудфандинге люди сами хотят их отдать. Главное – привлечь их внимание.

©  iphones.ru