"Российскому ИТ-рынку указали на его реальное место в нашей экономике"
Интервью с Валентином Крохиным, вице-президентом по маркетингу компании Leta Group.
- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?
- Главный итог кризисного года состоит в том, что российскому ИТ-рынку указали на его реальное место в нашей экономике, которое, к сожалению, крайне низкое. В период бурного роста экономики распространилось мнение, что ИТ может стать одним из ее локомотивов. И действительно, ИТ-рынок рос существенно быстрее многих отраслей. Но с началом кризиса именно ИТ-рынок "упал" больше всех, в некоторых сегментах падение достигло 70%.
Это означает, что в России информационные технологии еще не стали кровеносной системой экономики и системы государственного управления, а остались только одной из многих вспомогательных систем, которой вполне можно пожертвовать в случае кризиса. Что и произошло. Многие проекты были закрыты, довольно большое число ИТ-компаний прекратили свое существование, а крупные компании сократили персонал. В то же время в развитых странах, где проникновение ИТ намного глубже, падение было намного меньше, причем дальнейшее развитие современных технологий рассматривается как одна из моделей преодоления кризиса.
Именно прояснение того, что информационные технологии не стали важным фактором в жизни страны, и стало основной потерей ИТ-рынка.
- Как изменилась структура рынка?
- Главным изменением стало изменение отношения к проектам. В работе оставались только те проекты и системы, которые реально необходимы организациям, без которых их существование невозможно. Еще полтора года назад достаточно часто технологии покупались, просто потому что это модно, "круто", уже есть у конкурента. Неудивительно, что при этом они реально не использовались. В кризис многие компании научились считать и начали относиться к затратам на ИТ, как к инвестициям. И почувствовали к этому вкус. И эта тенденция переживет кризис.
В новой посткризисной среде будут покупаться только реально необходимые технологии, а это означает и сокращение числа игроков на российском рынке, прежде всего, за счет тех, кто предлагал технологии не для работы, а для "красоты". Будут востребованы только те компании и команды, которые уже имеют реальный опыт внедрений. Особенно те из них, технология работы которых позволяет совместить низкие издержки с высокой удовлетворенностью клиента. А таких команд намного меньше, чем всего компаний, работающих на ИТ-рынке сегодня.
- Как изменился потребитель?
- Потребители стали более разборчивы и экономны. При этом они стали все меньше обращаться к сторонним ИТ-компаниям и возвращаются к практике выполнения проектов силами своих ИТ-отделов. Это важный тренд, который продлится еще несколько лет. А это означает, что рынок ИТ-консалтинга будет сокращаться еще несколько лет, в то время как рынок ПО и "железа" уже будет расти. Исключениями из этого правила будут только области, требующие исключительной экспертизы исполнителя, практически недоступной для непрофильных подразделений компаний-заказчиков. В качестве примеров можно привести защиту персональных данных или предотвращение утечек конфиденциальной информации.
- С каким настроением вы провожаете 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?
- Для нас 2009 год был годом проверки той команды, которую мы собрали в предыдущие годы. И кризис показал, что действительно "кадры решают все". Еще он показал практическую ценность хорошего планирования.
Начинался год очень тревожно, но мы своевременно разработали специальный план, который позволил компании не только пройти этот год, но и успешно развиваться. Сочетание плановой работы, высокой мотивации персонала с концентрацией на перспективных сегментах рынка и позволило нам значительно усилить положение на рынке, создать хороший задел на ближайшие годы. А в некоторых областях деятельности наблюдается рост. Прежде всего, это касается работ, связанных с исполнением закона "О персональных данных". Госрегулирование спасло рынок информационной безопасности от сильного падения, даже позволило ему вырасти в абсолютном выражении. В отличие от других сегментов ИТ-рынка. Мы предвидели это, именно такой сценарий был предусмотрен в плане развития.
- Какие ожидания от первого квартала 2010 года?
- Мы ждем продолжения тенденции роста бизнеса, связанного с ИБ и защитой персональных данных. Перенос вступления закона на год дает нам дополнительную возможность роста. Ведь сегодня освоена лишь малая доля потенциального объема российского рынка защиты персональных данных.
- Какие планы на 2010 год?
- По нашим оценкам, кризисные явления в экономике начнут затухать к середине года. Исходя из этого, мы подготовили новую линейку, в которую включили продукты и услуги, которые, по нашему мнению, будут востребованы после кризиса.
- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?
- Год все еще будет сложным. Как я уже говорил, рост будет, в основном, в сегменте софта и "железа", консалтинг расти не будет. Вполне возможно, что мы увидим укрупнение компаний, слияния и поглощения. Более крупным компаниям легче работать в кризис, так как им проще получить доступ к внешнему финансированию и проще получать специальные скидки у поставщиков решений. В целом надо отметить, что из кризиса рынок ИТ выйдет с финансовыми потерями, но повысит профессионализм.
- Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?
- Важным драйвером будет ИБ, но доля его в ИТ-рынке небольшая. Еще к драйверам роста можно будет отнести выход компаний в web, то есть web-интеграцию с существующими корпоративными системами. Также, возможно, это системы, связанные "облачными" вычислениями. И, несомненно, будет отмечен рост применения свободно распространяемого ПО.
© @Astera