Куда делись двухэтажные троллейбусы Москвы? Даже ветераны вряд ли знают ответ
Советский Союз в те времена тоже активно развивал троллейбусы, имевшие много преимуществ перед автобусами — комфорт, отсутствие дыма, экономичность. Одним из главных энтузиастов троллейбусной сети был Никита Хрущёв, на тот момент глава московской парторганизации. Он-то и предложил перенять английский опыт с двухэтажными машинами. Любовь к новаторству уже тогда проявилась у будущего главы СССР.
Более эффективный
В 1937 году по Москве некоторое время ездил английский двухэтажный троллейбус — советские транспортники изучали, какие у него есть особенности с точки зрения эксплуатации. Затем машину отдали на Ярославский автомобильный завод, и в следующем году наши конструкторы представили свой двухэтажник ЯТБ-3.
По сравнению с одноэтажными троллейбусами он имел ряд преимуществ. Посадочных мест у ЯТБ-3 было в 2 раза больше, чему одноэтажников тех времён, а весил всего в 1.5 раза больше, поэтому троллейбус был более экономичным.
При этом он был проще в изготовлении, более надёжный и маневренный, чем длинные троллейбусы-гармошки. Последние в СССР появились только в пятидесятых годах, когда от идеи двухэтажников Москва всё-таки отказалась.
Почему от них всё-таки отказались?
Как ни странно, единственной и однозначной причины, почему эти автобусы исчезли с улиц столицы, не существует.
Для начала, у них были определённые проблемы с комфортом. ЯТБ-3 имел более низкие потолки, чем одноэтажные троллейбусы: 180 см на первом этаже и 177 см на втором. Хотя салон обогревали 20 электропечей под сиденьями, их не хватало и отмечаются проблемы с подогревом.
Неизвестно точно, были ли проблемы с устойчивостью. По одной из версий, случаи опрокидывания случались, но не с советским ЯТБ-3, а закупленными позже в Германии двухэтажниками.
Что касается самих ЯТБ-3, они разрабатывались в большой спешке во времена репрессий. Из-за этого в конструкции хватало сырых мест. Например, из-за ненадёжных тормозов они подъезжали к остановкам ооочень плавно, поэтому общая скорость движения троллейбусов в Москве снизилась. Электромоторы из-за повышенной нагрузки часто выходили из строя, а запчастей не хватало.
Так или иначе, в начале 1950-х Москва сделала ставку на сочленённые троллейбусы. В 1953 году последний ЯТБ-3 был списан. Ни один экземпляр до наших дней не сохранили.
Хотите знать больше?
Подробную историю московских двухэтажных троллейбусов мы нашли здесь.