Кто из россиян наиболее склонен к шопоголизму: ответ ученых

девушка с пакетами из магазинов
Источник: Unsplash

Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) вместе с коллегами из Высшей школы экономики и Костромского государственного университета исследовали экономическое поведение россиян на предмет наличия шопоголизма. Они определили, какие свойства личности чаще провоцируют людей совершать компульсивные покупки, которые могут приводить к негативным последствиям и нередко являются патологией.

Шопоголики мучаются навязчивыми мыслями о покупках, тратят большие суммы на ненужные им вещи, залезают в долги и даже порой нарушают закон. Патологический шопинг отличает эмоциональная составляющая. В частности, покупка приносит людям яркое, но непродолжительное удовольствие, а затем следует чувство вины за растрату. При этом остановиться человек не может и совершает новые приобретения.

женщины с покупками
Источник: Freepik

В исследовании приняли участие более 500 респондентов, в числе которых оказались мужчины и женщины старше 18 лет с разным уровнем достатка и образования. Треть опрошенных живут в областных центрах, около четверти — в районных, а остальные — в Москве и других мегаполисах.

Участники заполняли стандартную анкету, позволяющую оценивать уровень стресса, наличие депрессии, отношение к деньгам и степень тревожности по поводу материального положения. Кроме того, в анкете использовали особую методику, называемую шкалой навязчивых покупок. Для этого данную иностранную схему адаптировали впервые для России.

В результате выяснилось, что большинство опрошенных не имеют склонности к патологическому шопингу. Однако часть все же страдает от шопоголизма. Более подвержены ему женщины, они чаще покупают вещи, которые им оказываются не нужными. Представители старшего поколения наименее склонны к компульсивным покупкам.

оплата покупки
Источник: Freepik

Интересно, что для людей, которые испытывают большее беспокойство о своем материальном состоянии, шопоголизм более характерен. Он выражен и у тех, кто привык использовать деньги как инструмент влияния, кто видит в них залог уважения и признания. При этом люди, которые считают свои доходы высокими, меньше склонны к зависимости от навязчивых покупок. Кроме того, чаще компульсивные приобретения совершают россияне, испытывающие стресс, переживающие депрессию и имеющие повышенную тревожность. А вот семейное положение и уровень образования на шопоголизм не влияют.

Авторы исследования отмечают, что результаты могут лечь в основу работ по поведенческой психологии. Кроме того, адаптированная шкала навязчивых покупок, показавшая себя эффективным инструментом, может быть использована в других научных изысканиях.

Ранее мы рассказывали об исследовании по поводу отношения россиян к покупкам на маркетплейсах в период зимних распродаж.

©  HI-TECH@Mail.Ru