Кто есть кто по ТВ: читать под поп-корн

Пока на телеком-рынке гремят громы и сверкают молнии (ну, например, высказываются идеи отозвать у «четверки» лицензии на LTE и передать их специально созданному госоператору, который бы «по-честному» разделил 4G между всеми заинтересованными сторонами…), хочется отсидеться в сторонке и обсудить что-нибудь незначительное, какую-нибудь приятную мелочь, о которую никто не ломает копий, а все только улыбаются друг другу, как и полагается цивилизованным участникам рынка. Поэтому из столь нервного мобильного сегмента сместимся в более спокойный сектор и посмотрим, чем заняты игроки платного ТВ. Но здесь будет существенная оговорка: по объемам прибыли данный сектор давно уже не мелочь, а, скорее, прогнозируемо увеличивающийся снежный ком. Число российских абонентов платного телевидения в первом полугодии 2013 года, по данным аналитического агентства iKS-Consulting, выросло год к году на 13% и достигло 32,5 млн. ТВ нарезают соломкой Уровень проникновения сервиса платного ТВ, согласно исследованию, в среднем по стране составляет 58% (против 52% годом ранее). В центральной части России этот показатель находится на уровне 74%, на Северо-Западе чуть ниже — 69%. Хуже всего дела у операторов платного ТВ в Сибири (проникновение 42%) и на Дальнем Востоке (46%). Пока места здесь хватает всем, на ближайшие несколько лет уж точно: спутниковое ТВ рулит по объемам подключений на массовом рынке, в городах свои несколько процентов забирает IPTV, а вместе они продолжают сокращать долю кабеля, но, как указывают эксперты, это процесс длительный. Сейчас у кабельных операторов порядка 54% абонентов, спутниковые компании смогли увеличить свою долю рынка до 37% (на 22% за год), а у провайдеров IPTV — 9%. Всего три-четыре года назад доля IPTV не превышала 1–2%. Как это обычно бывает с небольшими, но перспективными сегментами, IPTV уверенно показывает самые высокие темпы роста — только за прошедший год количество абонентов здесь выросло на 44%. Впрочем, в iKS-Consulting прогнозируют, что распределение рыночных долей будет меняться очень плавно. Так, через пять лет, в 2018 году, как ожидают эксперты, уровень проникновения платного ТВ дорастет до 68%, при этом спутниковое ТВ охватит собой 39% рынка, IPTV достигнет доли в 12%, а доля кабельного ТВ сократится до 49%. Есть и более позитивные прогнозы. Так, согласно отчету J«son & Partners Consulting, к 2017 году проникновение по услуге платного ТВ составит 74%. Лидеры на рынке уже определены. Вряд ли кому-то удастся повторить успех «Триколора» (ноу-хау «заплати за тарелку и твои бесплатные эфирные каналы всегда с тобой» успешно работает) или приблизиться ко второму номеру, «Ростелекому», собственный IPTV-проект которого получил более чем мощную поддержку, когда оператор приобрел НТК (ОАО «Национальные телекоммуникации») со всеми его кабельными активами, включая «социальную антенну» в Москве и Петербурге. С другой стороны, на примере «Триколора» учится другой спутниковый оператор, «Орион Экспресс», запустивший несколько брендов и тоже предлагающий весьма дешевые пакеты вкупе с недорогой «приставкой/тарелкой». На их фоне «НТВ-Плюс», демонстративно не гнавшийся за количеством абонентов и поддерживающий один из самых высоких ARPU на рынке, тоже пустился привлекать новых пользователей, дабы не остаться последним из могикан или, раз уже речь идет о рынке зрелищном, не оказаться с 33 спартанцами против миллионных абонентских армий. И если позиции «Ростелекома» «на земле» оспаривать некому, то вот «ВымпелКом» и МТС на своих фиксированных сетях выглядят не так уверенно, как на мобильных. В ТВ-сегменте им бесцеремонно давит на пятки резвый «ЭР-Телеком», которому не привыкать выходить на рынок уже после того, как «федеральные» игроки произвели дележку и успокоились. С оптоволокна на бал В цифрах все выглядит следующим образом. «Триколор ТВ» обслуживает 9,5 млн пользователей, у «Ростелекома» 6,9 млн. Отрыв между ними значителен, а был еще более грандиозным: «Триколор» рос самостоятельно и мощно, а «Ростелеком» прибавлял рывками (взял все, что было нажито дочками «Связьинвеста», и добавил к этому ну очень выгодное приобретение в виде НТК). Остальные компании, хоть и перешагнули отметку в миллион абонентов, от первых двух лидеров далеки: МТС (2,88 млн), «ЭР-Телеком» (2,47 млн), «Орион Экспресс» (1,36 млн), «Акадо» (1,11 млн) и «ВымпелКом» (чуть более 1 млн пользователей). В первом полугодии 2013-го сразу две компании стали миллионниками в этом сегменте: «Орион» и «ВымпелКом». «Орион Экспресс», по данным iKS-Consulting, за шесть месяцев продемонстрировал рекордные темпы роста — 81%, но и «ВымпелКом» не терялся, увеличив базу пользователей на 22%. В среднем крупнейшие операторы ТВ за полгода выросли в пересчете на абонентов на 16%. Впрочем, и здесь не обошлось без исключений. «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ru») уже вплотную подошел к МТС, а ведь пару лет назад успехом для компании было попадание в первую десятку. Динамика подключений к ТВ в проводных сетях напрямую зависит от объемов подключений и активности абонбазы по услуге широкополосного интернет-доступа. «ЭР-Телеком» смог развить и по этой услуге хорошие скорости роста и (внимание!) в конце прошлого года обогнать в сегменте ШПД «ВымпелКом» («Билайн»), уступив первенство по количеству абонентов только «Ростелекому». Платное ТВ продается либо сразу в общем пакете при подключении к Интернету, либо ранее подключившийся абонент заказывает данную услугу, среагировав на рекламу, специальные акции и т. д. МТС и «Билайн», напротив, как признают аналитики, сдают позиции по подключениям в сегменте проводного ШПД. В первом полугодии количество абонентов фиксированного интернет-доступа у операторов выросло на 6 и 4% соответственно. В итоге МТС оказался в аутсайдерах по новым подключениям на рынке ТВ, более того, его абонентная база сократилась на 2%. При такой динамике третье место «ЭР-Телекома» в общем зачете операторов ТВ — лишь вопрос времени. В то же время «Билайн» при еще худшей ситуации по ШПД-подключениям сумел весьма успешно продвинуться по ТВ-сервису, превысив среднерыночные темпы роста для операторов первого эшелона. Это говорит как о хорошо поставленной работе с уже подключенными абонентами, так и о настоящей увлеченности оператора услугой ТВ («Билайн» продолжает оставаться одним из пионеров в области IPTV). Кстати, «Билайн» и МТС совершенно по-разному росли в данном сегменте. МТС прошелся по регионам, собирая разрозненные активы «Комстара» («Стрима»). Один и тот же провайдер мог работать на разных участках своей сети на разных технологиях — поэтому МТС пришлось вкладываться в модернизацию сервиса ТВ (во всяком случае декларировать такие намерения). «Билайн» же довольно быстро отказался от ТВ в том виде, в каком оно предоставлялось «Корбиной Телеком» (еще один актив, проданный в смутное время, то есть пять лет назад, когда фиксированный рынок пустел на глазах), и сосредоточился на развитии собственного IPTV-проекта, самого передового на момент запуска, начав с Москвы. Поэтому потенциал для развития сервиса в сети «Билайна» широкий: здесь и приставки с разнообразным интерактивным функционалом, и возможность использовать ХBox в качестве ресивера, и ставка на «мультиэкранность», и самое пристальное внимание к контентному наполнению услуги. Так что остается только гадать, как быстро набирало бы новых пользователей «Билайн ТВ», если бы оператор занимался серьезным продвижением домашнего Интернета на региональном уровне. Быстрее всех среди операторов платного ТВ рос, напомним, «Орион Экспресс». Он практически не глядя обошел столичного провайдера «Акадо», абонентская база которого, в свою очередь, за шесть месяцев не выросла вообще. Впрочем, если брать не динамику, а количество подключений, то и в этом аспекте «Триколор» оказался недостижим для других операторов. И даже успех «Ориона» связывают с тем, что компания быстро уловила правильную «спутниковую» стратегию и вслед за «Триколором» предложила бюджетный вариант подключения к HD-пакету. Стоимость HD-каналов в годовой подписке у обоих операторов фактически сопоставима с тем, что абоненты остальных компаний платят за два-три месяца пользования услугой. Практически все крупнейшие операторы платного ТВ в 2012–2013 годах уделяли чуть ли не основное внимание при развитии сервиса его контентной составляющей. О прямых договоренностях с правообладателями мирового уровня (как правило, киностудиями) особенно часто отчитывались представители «тройки» (то есть МТС и «Билайн», так как довольно скромные возможности «МегаФона» в фиксированном сегменте пока оставляют его за сценой) и «Ростелеком». А в том, что касается количества HD-каналов, «ЭР-Телеком» и «Билайн» развязали настоящую войну, бегая друг с другом наперегонки. Автор: Наталья Рыжкова Еженедельник IT Weekly № 40/2013 (08.10) Компания: Ростелеком Ц, МТС, Вымпелком, Триколор ТВ, Билайн, ЭР-Телеком, iKS-Consulting, J«son & Partners Consulting

©  Midexpo