Краски, взрывы и дорогие машины: гибкое время Фабиана Офнера

Краски, взрывы и дорогие машины — предметы, которые волнуют швейцарского художника Фабиана Офнера, мгновенно привлекают внимание и не требуют долгого осмысления. присмотревшись, зритель замечает одно общее для всех работ Офнера стремление — остановить мгновение и внимательно разглядеть то, что обычно занимает доли секунды и поэтому скрыто от глаз, или по частям собрать момент, которого никогда не было.
bd1e147ac65ec5a5f3eba18eaa8b8ae1_cropped
Анастасия Шартогашева
24 апреля 2019 06:22

Обсудить 0

Самая известная серия работ Фабиана Офнера называется «Дезинтеграция» (Disintegrating) — несколько противоречивое название: в интервью Фабиан всегда подчеркивает, что изображает рождение автомобиля, а не прекращение существования. На гиперреалистичных фото — россыпи деталей винтажных спортивных автомобилей. Первыми стали три: Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupé с дверями конструкции «крылья чайки» (1955), изящный черный Jaguar E-Type (1961) и Ferrari 330 P4 (1967). Фабиан брал масштабные модели автомобилей, разбирал до самых маленьких частей и фотографировал детали в нужных ракурсах, после добавляя их к снимку собранной части машины в фоторедакторе.

Фабиан Офнер Фабиан Офнер

Фабиан отмечает каждую деталь на карандашном наброске: это помогает не запутаться в сотнях мелких частей. Чтобы на готовом изображении детали находились на нужном расстоянии друг от друга, «летели» в нужных направлениях, художник крепит их на тонких проволочках, которые втыкает в кусочки пенопласта. «Их создание потребовало так много времени, а результат выглядит как снимок, сделанный высокоскоростной камерой. Только на то, чтобы разобрать каждую модель, у меня ушло по рабочему дню, потому что они очень детальные, очень близки к оригиналу. На каждом снимке — больше тысячи деталей. Но в этой части работы я нахожу большое удовольствие, в этом есть что-то детское, мальчишеское — разборка, слой за слоем. Что действительно раздражает, так это работа с камерой: выставить штатив, свет, объектив — и все равно красивые снимки получаются не каждый раз».

Одна из первых работ из серии «Дезинтеграция» — «взрыв» легендарного послевоенного спорткара Mercedes-Benz 300 SLR.

Первые три работы имели успех, и Фабиан продолжил серию, разобрав еще пять моделей винтажных автомобилей: Audi Auto Union Type C (1936−1937), Maserati 250F (1957), Ford GT40 (1969), Bugatti 57SC (1934−1940), Porsche 956 (1982). Следующим шагом просто обязана была стать работа не с моделью, а с настоящим спорткаром —, но для этого пришлось ждать подходящего случая. И такой случай представился: приятель предложил Фабиану заняться его Lamborghini Miura SV 1972 года.

Снимки из серии «Взрывающиеся коллажи» выглядят, как будто их сняли на высокоскоростную камеру, но на самом деле это не так: Офнер выстраивает статичные композиции из обрывков фотобумаги на штативе и снимает их.

Все по‑настоящему

«Дезинтеграция X» похожа на предыдущие модели, но на ней не модель, а настоящая Lamborghini Miura SV 1972 года. Когда приятель-коллекционер предложил Фабиану повторить эксперимент с реальным автомобилем, тот не смог отказаться — и поехал на север Италии, в мастерскую при музее Lamborghini в Сант-Агата-Болоньезе.

Модели, которые Офнер разбирал для проектов «Дезинтеграция» и «Дезинтеграция II», числом деталей не уступают своим полномасштабным прототипам: в каждой около полутора тысяч деталей.

«Для зрителя это неочевидно, но для меня разница была огромна. Работа над реальной Miura и выглядела, и пахла по‑другому — бензином, моторным маслом, железом. Мы (я и механики, которые реставрировали машину) работали летом, в гараже было жарко, очень шумно — в общем, это совсем не похоже на тихие занятия фотографией в студии», — делится Фабиан. Любопытно, что деталей и, соответственно, снимков настоящей Miura было не больше, чем деталей моделей, с которыми Фабиан работал ранее.

Офнер определяет свой художественный метод как гиперреализм: «Я фотографирую реальные объекты, воссоздавая с их помощью события, которые никогда не происходили».

«Я выучил эту Lamborghini наизусть — и теперь, когда я встречаю эту модель, у меня возникает теплое чувство: «Я знаю тебя». Я отношусь к ней как к хорошо знакомому человеку», — рассказывает художник.

В финальный файл вошли полторы тысячи снимков отдельных деталей, на все ушло два года работы: «Дезинтеграция Х» не была простым проектом. «Сложнее всего было все время держать в памяти то видение результата, которое было у меня, когда я только приступил к работе, иначе все бы очень быстро рассыпалось».

Офнер играет с красками, заставляет их взрываться, подпрыгивать в такт музыке или окутывать красивые автомобили.

Поймать невидимку

Когда Офнер не играет с моделями и настоящими автомобилями, он развлекается с красками — снимает на высокоскоростную камеру, как разлетаются цветные пленки с лопнувших воздушных шариков. Если бы не фотография, мы бы это никогда не увидели: все занимает около трех сотых секунды. Сначала Фабиан пытался запечатлеть шарики, заполненные краской, но оказалось, что они лопаются совершенно незрелищно: краска просто падает вниз. Пришлось экспериментировать с вязкостью краски и толщиной слоя, чтобы в момент взрыва возникал короткоживущий объект из пленок и капель.

С художником часто сотрудничают крупные компании: проект Dancing Colours (внизу) был сделан в сотрудничестве с LG, The Performance (вверху) — с Ferrari.

В другом проекте преходящую цветную композицию создавали басы мощного сабвуфера. Над колонкой Офнер укладывал тонкую фольгу, а поверх рассыпал цветные гранулы. В колонках играла Massive Attack, вибрации заставляли гранулы подскакивать; звук, таким образом, можно было видеть глазами и фотографировать. Кульминацией экспериментов с подвижными красками стало снятое для Ferrari видео, для которого новенькую Ferrari California T (2015) обливали цветными красками и обдували из воздушных пушек; ручейки краски текли по корпусу, подчеркивая силуэт автомобиля.

«Я переворачиваю с ног на голову и пространство, и время. Особенно время: его непрерывное течение меня не устраивает, и я останавливаю мгновения — или создаю свои собственные».

©  Популярная Механика