Коронавирусы оказались мастерами мимикрии

Ученые выяснили, как тяжелое течение COVID-19 связано со свертыванием крови и самым древним отделом иммунной системы.
Коронавирусы оказались мастерами мимикрии
NIAID, CC BY 2.0

Исследование проводили биомедики и генетики из американского Колумбийского университета. Начали они, на самом деле, с изучения присущей вирусам способности имитировать белки своего носителя. Ученые подозревали, что выяснив механизм этого процесса смогут лучше понять, как вирусы вызывают заболевания.

В результате оказалось, что коронавирусы, включая известный SARS-CoV-2, являются просто мастерами такой мимикрии. И в первую очередь это касается имитации белков, задействованных в процессе сворачивания крови, а также белков комплемента — древнейшего отдела иммунной системы. Белки комплемента работают схожим с антителами образами — они приклеиваются к вирусам и бактериям и помечают и помечают таким образом, что те подлежат уничтожению. Комплемент также повышает коагуляцию и воспаления в организме, а его чрезмерная активность комплемента становится деструктивной, вызывая нарушения — например, возрастную макулодистрофию.

Авторы исследования считают, что SARS-CoV-2, имитируя белки комплемента и коагуляции, способен ввести обе системы в состояние гиперактивности. Поэтому пациенты с уже повышенной активностью этих систем подвержены особому риску. Ученые, в частности, проанализировали данные 11 тысяч пациентов с COVID-19 и выяснили, что среди тех из них, у кого наблюдалась возрастная макулодистрофия уровень смертности был почти в три раза выше.

«Комплемент также более активен при ожирении и диабете, — говорит руководитель исследовательской группы Саги Шапира. — И это может по меньшей мере отчасти объяснить, почему среди людей с такими проблемами также наблюдается более высокий уровень смертности».

Кроме того, авторы исследования выяснили, что пациенты с определенными вариантами генов, влияющих на активность комплемента и коагуляции, также переживали более тяжелое течение COVID-19. По словам Шапира, наличие этих генетических вариаций не обязательно точно предопределяет исход болезни, однако обнаруженная корреляция является еще одним подтверждением, что комплемент и коагуляция связаны с уровнем смертности от COVID-19.