Король развлечений: история одного из богатейших предпринимателей Азии Вана Цзяньлиня
Ван Цзяньлинь служил в армии 16 лет. В 32 года он возглавил государственного застройщика, находящегося на грани банкротства, и превратил его в конгломерат Wanda Group, крупнейшую в мире компанию сразу в нескольких отраслях. По данным издания Forbes, Ван Цзяньлинь является самым богатым человеком Азии с личным капиталом в $28,7 млрд. Обозреватель vc.ru изучил историю предпринимателя.
Служба в армии. Начало карьеры предпринимателя
Ван Цзяньлинь родился 24 октября в 1954 году в уезде Цанси, провинции Сычуань, Китай. Его отец был солдатом и воевал в Народно-освободительной армии во время Великого похода китайских коммунистов в 1934–1935 годах. После службы в армии отец Цзяньлиня стал чиновником в провинции Сычуань, а потом занял должность вице-председателя тибетского правительства.
Отец Цзяньлиня воспользовался своим влиянием, чтобы устроить сына на службу. «Я родился в семье военного, поэтому решил стать солдатом. Меня бы не взяли в Народно-освободительную армию в 15 лет, поэтому мне нужны были связи», — говорит Цзяньлинь.
«Было тяжело. — рассказывает предприниматель. — Меня записали в «Еин-Лалянь» — это развернутая система зимней полевой подготовки, в ходе которой молодые бойцы проходили длинные марши и подолгу пребывали в лагерях для закалки духа и тела. За два месяца мы преодолели дистанцию в 1,2 тысячи километров».
У Цзяньлиня был решительный характер, но он не отличался хорошей физической подготовкой. Он рассказывает, что иногда вынужден был драться за еду. «Что мне помогало преодолевать трудности, так это вера в революцию и коммунизм», — подчеркивает предприниматель.
По словам Цзяньлиня, сейчас у него хорошие отношения с отцом, несмотря на его идеологические взгляды. «Мой отец жил в плохих условиях и к тому же старел. Я купил ему новый дом, нанял водителя. Позже он признал, что лучше полагаться на меня, а не на государство. В прошлом он выступал против богатых, но сейчас говорит, что ему лучше с деньгами, чем без них», — делится предприниматель.
В середине 80-х большая часть армии была распущена, и в 1986 году Цзяньлинь попал под сокращения. «Сначала я мечтал стать солдатом, но после того, как миллионы военных распустили, я пошел в бизнес», — говорит Цзяньлинь. В том же году он закончил Ляонинский университет и устроился на работу в администрацию города Далянь. Но работа чиновником его не привлекала. «Оставшись, я бы, вероятно, стал мэром. Мне это неинтересно», — рассказывает Цзяньлинь.
В 1988 Цзяньлинь возглавил государственного застройщика Xigang Development Company. Компания была на грани банкротства, и Цзяньлиню пришлось занять $80 тысяч у армейского друга, чтобы улучшить положение компании. В том же году предприниматель изменил название застройщика на Wanda Group.
Поначалу компания занималась строительством офисной и жилищной недвижимости. В 1989 году Wanda Group начала работу над проектом по реконструированию домов в Даляне. Конкуренты сомневались в том, что проект станет рентабельным, а Цзяньлинь заявил: «Люди всегда говорят о развитии, но если мы на деле ничего не развиваем, то как мы заработаем?».
Wanda Group строила нетипичные дома для тех времен. Компания оборудовала их окнами с алюминиевыми рамами и устанавливала более надежные двери. Дома Wanda Group были самыми дорогими в городе, но все равно пользовались спросом.
В 1992 году Wanda Group стала одной из первых акционерных компаний в Китае на фоне экономической реформы и расширилась за пределы Даляня. Цзяньлинь был главным акционером компании.
В том же году правительство Китая неожиданно запретило застройщикам брать кредиты. «В 1992 году я хотел взять кредит, для этого мне пришлось побывать в одном и том же банке больше 50 раз. Я стоял у кабинета директора по меньшей мере 10 раз, однажды — целый день». По словам Цзяньлиня, был период, когда он не мог спать девять дней и находился в состоянии, «граничащим с шизофренией».
Ориентация на сферу коммерческой недвижимости
В 2000 году Wanda Group изменила вектор развития и переориентировалась на сферу коммерческой недвижимости. В том же году компания открыла свой первый торговый центр Wanda Plaza. В комплексе компания расположила магазины с одеждой от мировых брендов, рестораны, караоке-бары и кинотеатры. К концу 2015 года по всей стране работало 133 Wanda Plaza.
В отличие от конкурентов, которые строят свои магазины на окраинах, торговые комплексы Wanda Group располагаются в центре городов. Для конкуренции с интернет-магазинами в августе 2015 года китайский конгломерат совместно с интернет-гигантами Baidu и Tencent запустил сервис Ffan.com. Благодаря ему пользователи могут совершать покупки в онлайне (правда, их нужно забирать в торговом центре), смотреть отзывы о заведениях, бронировать столики в ресторанах и многое другое.
Wanda Group — одна из крупнейших компаний-владельцев отелей в мире. На конец 2015 года компания владела 84 отелями в Китае, преимущественно премиум-класса. Сейчас Wanda Group ведет строительство в Сиднее, Лондоне, Чикаго, Лос-Анджелесе и Голд-Косте. К 2018 году компания планирует открыть больше 150 отелей по всему миру.
Дочерняя компания Wanda Commercial Properties — крупнейший застройщик в мире. В 2015 году его доход составил $28.5 млрд.
Туризм. Конкуренция с Walt Disney
С 2009 года Wanda Group стала расширять бизнес в туристической отрасли. В июле 2012 года компания открыла свой первый туристический проект Changbaishan International Resort, в рамках которого построила крупнейший в Азии горнолыжный курорт, поле для гольфа и несколько отелей. С тех пор компания открыла два комплекса — Wuhan Central Culture District и Xishuangbanna International Resort и планирует построить еще семь.
По словам Цзяньлинь, сектор национального туризма развивается очень быстро, несмотря на замедление роста экономики страны. Предприниматель предполагает, что в будущем туризм может стать лидирующей отраслью в Китае с оборотом в $1,5 млрд.
В мае 2016 года Wanda Group представила свой первый парк развлечений Wanda City. Месяцем позже Walt Disney открыла Диснейленд в Шанхае. Цзяньлинь уверен, что Wanda выиграет конкуренцию у американской компании. «Эра Микки Мауса и Дональда Дака прошла», — говорит предприниматель.
Wanda Group планирует построить 15 парков развлечений по всему Китаю. «Сейчас Disney — крупнейшая компания в сфере туризма с ежегодной посещаемостью в 130 млн человек. Наша цель — 200 млн посетителей к 2020 году», — говорит Цзяньлинь. Также Wanda Group объявила о создании парка развлечений в Париже.
Китайский Голливуд
Начиная с 2010 года, Цзяньлинь стал больше времени уделять развитию проектов в культурной отрасли. В 2012 году Wanda Group приобрела AMC Entertainment, которая владела второй крупнейшей сетью кинотеатров в США. На момент сделки Wanda Group имела 86 кинотеатров в Китае и была лидером по этому показателю в стране. Приобретя AMC, компания стала крупнейшим владельцем сети кинотеатров в мире.
Wanda Group стала модернизировать кинотеатры AMC Entertainment. Компания заменила больше половины старых сидений на кресла с откидными спинками. Китайский конгломерат оборудовал кинотеатры барами и кафе и предоставил посетителям возможность заказывать еду с доставкой в зал. Эти изменение увеличили посещаемость кинотеатров почти вдвое.
Цзяньлинь продолжал открывать кинотеатры и в Китае, преимущественно премиум-класса. С развитием Wanda Group рос и объем национального рынка кинопроката. Сейчас страна находится на втором месте по показателю кассовых сборов после США. Цзяньлинь предполагает, что Китай станет лидером отрасли к 2018 году, а в 2023 кассовые сборы будут в два раза больше, чем у конкурента.
В сентябре 2013 года предприниматель организовал вечеринку в городе Циндао, куда пригласил Леонардо ДиКаприо, Николь Кидман, Джона Траволту и других звезд Голливуда. Во время мероприятия Цзяньлинь анонсировал создание одной из самых больших и технологически продвинутых киностудий мира — Oriental Movie Metropolis.
«Нет ни одной компании, которая бы имела такое масштабное производство и одновременно каналы для распространения продукции. Wanda Group — первая в мире», — сказал Цзяньлинь. Цель предпринимателя — сделать Китай центром мировой культуры.
Oriental Movie Metropolis будет насчитывать 20 павильонов, один из которых станет крупнейшим в мире, а другой — подводным. Также в комплексе будут работать заведения для туристов: парк развлечений, музеи кино и восковых фигур и яхт-клуб. Планируется, что в киностудии будет сниматься около 30 зарубежных фильмов и более 100 отечественных лент и телевизионных шоу ежегодно. Комплекс начнет работу в 2017 году.
«Мировая киноиндустрия поймет, что как только она начнет сотрудничать с Китаем, то станет зарабатывать больше», — сказал Цзяньлинь. В апреле 2015 года дочерняя компания Wanda Cinema Line стала самой дорогой компанией-владельцем сети кинотеатров в мире.
Цзяньлинь продолжает приобретать киностудии и компании, владеющие кинотеатрами. В январе 2016 года Wanda Group объявила о покупке Legendary Entertainment за $3.5 млрд. «Моя цель — покупать голливудские компании, чтобы использовать их технологии и возможности в Китае» — говорит Цзяньлинь.
В июле 2016 года AMC Entertainment приобрела крупнейшего владельца кинотеатров Европы Odeon & UCI Cinemas Group, а также объявила о покупке своего конкурента в США Carmike Cinemas. Сейчас Wanda Group владеет 15% мировых кассовых сборов, но, по словам Цзяньлиня, к 2020 году планирует увеличить этот показатель до 20%.
В августе 2016 года Цзяньлинь объявил о том, что заинтересован в покупке кинокомпаний «Большой шестерки», куда входят Paramount Pictures, Twentieth Century Fox, Warner Brothers, Walt Disney, Universal Pictures и Columbia. По данным Reuters, Цзяньлинь в июле обсуждал возможную сделку с компанией Viacom, которая владеет киностудией Paramount Pictures.
«Мы интересуемся не только Paramount, а всеми кинокомпаниями «Большой шестерки». — говорит Цзяньлинь. — Если мы хотим создать империю в киноиндустрии, это необходимый шаг».
Спорт
С 1994 по 2000 год Wanda Group была генеральным спонсором футбольного клуба «Далянь Ванда», но в 2000 компания отказалась от сотрудничества и обвинила национальный футбол в коррумпированности. После этого компания долгое время не была связана со спортом и начала активно расширять свой бизнес в отрасли только несколько лет назад.
В 2011 году Wanda Group стала главным спонсором Чемпионата Китая по футболу. В 2012 году компания инвестировала в проект «China’s Future Football Stars», в рамках которого организаторы ежегодно отбирают 30 талантливых китайских футболистов и отправляют их на тренировки в Испанию. Wanda Group вложила в инициативу около $32,5 млн, что стало крупнейшей инвестицией в национальное развитие юношеского спорта с 1949 года.
«У меня есть страсть к футболу. — говорит Цзяньлинь. — Если хотя бы три китайских футболиста заиграют в лучших футбольных клубах, то я пойму, что компания не тратит деньги впустую».
В январе 2015 Wanda Group объявила о покупке 20% акций испанского футбольного клуба «Атлетико Мадрид» за €45 млн. «Клуб может дать тебе рычаги влияния, но ты не заработаешь на нем. Это обычное дело, когда ты ежегодно теряешь деньги из-за футбольной команды. Клуб притягивает внимание, интерес, но не приносит прибыли», — рассказывает Цзяньлинь.
В феврале 2015 года Wanda Group приобрела компанию Infront Sports & Media, которая владеет эксклюзивными правами на трансляцию турниров, проходящие под эгидой FIFA с 2015 до 2022 год, включая Чемпионаты мира по футболу в 2018 и 2022 годах. По словам Цзяньлиня, сделка поспособствует развитию спорта в Китае и увеличит влияние Wanda Group в мировом спорте.
В марте 2016 года китайский конгломерат стал спонсором последующих четырех Чемпионатов мира по футболу. В июле Цзяньлинь заявил, что собирается создать конкурента футбольной Лиги Чемпионов. По словам предпринимателя, он обсуждает с представителями крупнейших мировых клубов возможность создать самый престижный турнир в Европе.
Сотрудничество с государством
Цзяньлинь не скрывает, что тесно сотрудничает с правительством и развивает направления, которые спонсирует государство. «Экономика Китая находится под руководством правительства, это факт. В сфере недвижимости многое зависит от государства и его одобрения. Если мне кто-нибудь скажет, что может игнорировать правительство, я отвечу, что это невозможно и назову его лицемером», — говорит Цзяньлинь. По словам предпринимателя, Wanda Group развивается в соответствии с экономической стратегией Китая.
В то же время Цзяньлинь утверждает, что действия компании всегда честны и прозрачны. Предприниматель сотрудничает только с теми представителями власти, кто действительно хочет что-то улучшить. «Мы не подкупаем чиновников и, несмотря на сотрудничество с государством, держимся подальше от политики», — говорит Цзяньлинь.
В апреле 2015 года издание The New York Times обнаружило, что Ци Цяоцяо, сестра президента Китая Си Цзиньпиня, и ее муж Дэн Цзягуэй в 2009 году купили акции дочерней компании Dalian Wanda Commercial Properties на сумму в $28,6 млн. На апрель 2015 их доля оценивалась в $201 млн.
Цзяньлинь заявил, что Ци Цяоцяо и Дэн Цзягуэй продали акции до выхода компании на IPO. «Дэн Цзягуэй отказалася от огромной прибыли. В доли секунды он мог получить целое состояние, но не стал этого делать. — говорил Цзяньлинь. — В этой истории нет места коррупции. Это еще раз доказывает, что Си Цзиньпинь грамотно управляет страной и своей семьей».
«Национальный муж»
Цзяньлинь женат, у него есть 27-летний сын Ван Сиконг. Сиконг занимает должность члена совета директоров Wanda Group, а также владеет венчурным фондом Prometheus Capital. Сиконга называют «национальным мужем Китая». Он известен в стране своими легкомысленными тратами денег и резонансными заявлениями в прессе.
Для празднования своего 27-летия Сиконг арендовал все побережье города Санья и пригласил выступить популярную корейскую поп-группу T-ara. В феврале 2015 года он заявил, что больше всего в девушках ценит большую грудь, за что подвергся критике национального информационного агентства.
Сиконг ведет страничку своего пса в социальной сети Weibo. В мае 2015 он опубликовал фотографии собаки с двумя часами Apple Watch самой дорогой модификации. «Теперь у меня есть новые часы! Вообще их должно быть четыре, так как у меня четыре лапы, но это было бы уже слишком. Я решил обойтись двумя часами, мне этого достаточно. А у вас есть такие?», — подписал фотографии Сиконг.
В августе 2015 года Сиконг в интервью BBC выступил против системы, созданной в Китае, и назвал попытку вырваться из нее суицидом. «Родители тебя убьют. Невозможно добиться успеха за пределами системы. — говорил Сиконг. — Государство выбирает то, чему ты должен соответствовать. Если твои ценности идут вразрез с правительством, то ты неправ».
В марте 2016 года за одну ночь Сиконг потратил около $385 тысяч.
Методы управления Цзяньлиня
Служба в армии оказала большое влияние на личность предпринимателя и его методы управления. В отличие от многих китайских бизнесменов Цзяньлинь не курит и не пьет.
Цзяньлинь управляет Wanda Group с присущей ему воинской дисциплиной. Он ввел в компании строгий дресс-код и штрафует за его нарушение. Бывший сотрудник Wanda Group отмечает, что предприниматель заставляет даже топ-менеджеров записывать время прихода и ухода с работы. В компании у Цзяньлиня есть прозвище — «Председатель».
«Если я принял решение, а сотрудник не выполнил его незамедлительно, он должен заплатить штраф. Главное правило — если я что-то решил, то оно должно быть выполнено без промедления», — говорит Цзяньлинь.
Тем не менее, Wanda Group неоднократно признавалась лучшим работодателем страны. Несмотря на свою строгость, Цзяньлинь иногда поет своим подчиненным. Ежегодно компания публикует истории успеха сотрудников, чтобы поднять боевой дух в компании.
Wanda Group активно занимается благотворительностью. По состоянию на июнь 2014 года компания суммарно пожертвовала около $550 млн. «При приеме на работу нового сотрудника мы просим его дать обещание, что он будет участвовать в волонтерских работах. В ином случае, мы его не возьмем», — рассказывает Цзяньлинь.
Цзяньлинь просыпается в 6 часов утра и приезжает в головной офис компании в 7 часов. Он проводит около получаса в столовой, где завтракает овсяной кашей с хлебом. Цзяньлинь находится офисе треть своего времени, а остальное проводит в разъездах. «Китай вдвое больше, чем Европа. — говорит предприниматель. — Мои поездки похожи на международные командировки».
Цзяньлинь заканчивает работу в 8 часов. По словам предпринимателя, он работает семь дней в неделю, а отдыхает обычно во время национальных праздников.
«Наша задача — сделать Wanda Group таким же популярным брендом, как Walmart или Google», — говорит Цзяньлинь. Предприниматель поставил перед компанией цель — к 2020 году достичь оборота в $99 млрд. В том же году, по словам Цзяньлиня, он отойдет от дел и начнет работу над автобиографией.
© vc.ru