Кейс: редизайн сервиса Webinar.ru от студии «Ярость»
Копирайтер сервиса для организации видеоконференций Webinar.ru Полина Селиверстова написала для рубрики «Интерфейсы» колонку о том, как проходила работа над новым интерфейсом и функциональностью сервиса, какие возникли сложности и что еще предстоит изменить.
Вебинары — сервис для обучения и совместной работы, для корпораций и индивидуальных пользователей. Здесь встречаются миллионы людей с различным опытом работы в онлайн-среде. Наша главная задача — сделать сервис понятным каждому, а общение — естественным, как личные встречи.
В предыдущей версии Webinar успешно работал три года. В какой-то момент мы поняли, что пора двигаться дальше и расширять возможности для обучения, маркетинга и совещаний. Мы собрали отзывы постоянных клиентов и постарались учесть все пожелания в прототипах новой системы.
Пользователи хотят легко находить нужные файлы, объединять участников в группы, быстро создавать вебинары, одновременно пользоваться видео, презентацией и чатом.
Как расставить приоритеты и добавить новые функции таким образом, чтобы не перегрузить интерфейс и при этом улучшить взаимодействие пользователей с сервисом? Мы начали исследование последних интерфейсных тенденций и решений.
Структура
Мы поняли, что сложную программу лучше разделить на несколько моноприложений: вебинар, контакты пользователей, файловый менеджер и статистику. Пользователь может работать с ними отдельно или одновременно, задействуя только те части системы, которые ему нужны в конкретный момент. Новая структура позволит развивать сервис без полной реорганизации — можно будет заменить существующие части программы или добавить новые.
![]()
Простота
Чистый интерфейс получился благодаря тому, что все детали скрыты и по умолчанию стоят универсальные настройки. Новичок попадает в платформу и сразу видит основные функции — он может без промедления создать вебинар и начать работу. Уже на второе или третье использование он раскроет весь потенциал платформы и настроит ее под себя.
Опытный же пользователь найдет все необходимое сразу, потому что мы использовали шаблоны, знакомые всем, кто пользовался Google или Facebook. Чем больше вы взаимодействуете с платформой, тем больше она о вас знает — раз за разом создание вебинара и выполнение других задач становятся быстрее и проще.
Коммуникация
Вебинары — инструмент коммуникации, поэтому особое внимание мы уделили принципам подачи информации. Теперь мы даем пользователю только ту информацию, которая ему нужна, не отвлекая на лишние детали.
![]()
Чтобы помочь пользователям оформлять персональные страницы, мы сделали конструктор для лендингов. Структура, гамма, акценты деликатно направляют внимание пользователя и помогают легко воспринимать информацию. Со страницы лендинга можно задать лектору вопрос. Эта дополнительная возможность взаимодействия полезна не только слушателю — вопросы подскажут лектору, какую информацию стоит уточнить.
Инструмент для оформления
Наш сервис объединяет миллионы пользователей, и нам хотелось создать для них красивую и комфортную среду. Раньше пользователи сами загружали обложки вебинаров, из-за чего сложно было поддерживать визуальную целостность системы. Мы решили сделать обложки основным элементом фирменного стиля. Разработали алгоритм, который создает для каждого лектора индивидуальное изображение на основе данных о вебинаре: лектор вводит свои данные — и обложка готова. Это позволило сделать создание вебинара еще быстрее и вовлечь пользователей.
Знакомство
Хотелось, чтобы участник сразу начал пользоваться платформой, не теряя времени на обучение, поэтому мы сделали онбординг внутри вебинара. Раньше это был просто «вебинар о вебинаре» и список длинных инструкций. Теперь загорающиеся элементы и всплывающие подсказки направляют пользователя, попутно рассказывая о новых возможностях сервиса. Если пользователь случайно сделал не тот шаг, то порядок выполнения задач подстроится под него, и он ничего не упустит.
Показать все
Область презентации изначально была слишком маленькой, из-за чего на небольших экранах информация читалась тяжело, а ведь многие пользуются сервисом с планшета или телефона. Нужно было ее увеличить, в то же время оставив видео, чат и элементы управления. В итоге мы сузили поля и немного наложили видео на ту область демонстрации, где обычно нет важной информации.
Комфорт
Было много дискуссий по поводу выхода в эфир: должен ли он осуществляться автоматически, чтобы экономить время, или в несколько шагов, чтобы лектор успел подготовиться? Тестирование показало, что несколько шагов пользователей не обременяют, в то время как автоматический выход в эфир обескураживает и заставляет нервничать. Если выход осуществляется в один клик, то есть риск случайного нажатия.
Управление эфиром
Если раньше пользователи могли выйти в эфир только самостоятельно, то теперь лектор может отправить приглашение, что очень удобно для конференций и деловых встреч. Также лектор может исключать участников из эфира — так появилась функция модерации.
![]()
Найти выход
Обычно пользователи заканчивали вебинар, просто закрывая вкладку браузера. Но лектору важно видеть статистику по участникам после мероприятия. Поэтому функцию «Завершение вебинара» мы поместили в кнопку «Пауза». На первый взгляд, «Пауза» расположена неудобно, но мы сделали это намеренно, чтобы предотвратить случайный выход из эфира.
Что пришлось исправить
Для юзабилити-тестирования мы выбрали несколько фокус-групп с разными целями: обучение, маркетинг и совещания. В каждом направлении провели по три-четыре встречи с клиентами. В целом, проблемы возникали одни и те же.
Приглашение людей из вебинара
Для работы с аудиторией во время вебинара мы сделали боковую панель с мини-формой для приглашения участников. Но ее оказалось недостаточно: приходилось долго прокручивать список контактов и все равно выходить в меню поиска.
Поэтому мы заменили панель на поп-ап — как и в основной адресной книге, здесь есть расширенный поиск и поле для ввода тегов. Добавили список тех, кто уже приглашен, чтобы участники не дублировались. Для импортируемого списка ввели автоматический тег с датой выгрузки контактов.
Добавление файлов в самом вебинаре
Файловый менеджер внутри вебинара изменили по такому же принципу: поп-ап в нашем случае удобнее, чем блок-трансформер или список. Также более четко обозначили область drag and drop, куда можно загружать сразу несколько файлов.
Создание вебинаров
В поле создания вебинара пользователю было непонятно, какую информацию он добавляет для лендинга, а какую — для себя как администратор. Все внутренние настройки мы перенесли в правую часть интерфейса, а внешние оставили слева.
Над чем предстоит работать
Оптимизация под совещания. Когда мы продумывали функциональность и интерфейсы, то больше всего ориентировались на такие форматы вебинаров, как обучение сотрудников и работа с потенциальными клиентами.
Таким образом, получилось несколько факультативных элементов для проведения совещаний. Например, не нужна развернутая статистика после вебинара — скорее всего, мы ее уберем. Не всегда нужен чат — планируем дать возможность его сворачивать для внутренних встреч. Также хотим ввести функцию чек-листов и высылать принятые в ходе совещаний решения в виде письма. Запуск вебинара должен быть быстрым, с возможностью сразу же запланировать следующую встречу.
Взаимодействие с пользователем. Мы считаем, что пользователей нужно сопровождать не только при знакомстве с сервисом, но и в первое время работы. Поэтому мы планируем сделать систему in-app-сообщений от сотрудников Webinar. Например, всплывающие уведомления от директора по продукту, который предлагает оставить отзыв о сервисе. In-app от персонального менеджера, который заметил, что клиент стал проводить больше вебинаров, и предлагает перейти на другой тариф.
Эмоциональность, вовлеченность пользователей. Мы хотим оживить наш сервис. В последней итерации мы добавили в чат смайлики, также планируем создать перечень популярных вопросов и возможность «лайкать» контент.
Из всей этой истории мы сделали несколько главных выводов:
- Прототипы лучше показывать пользователям как можно раньше. Давать им судить только по картинкам — пустая трата времени.
- Нет необходимости доводить до конца спор между заказчиком и студией. Истина за пользователем.
- Действовать нужно короткими итерациями. Lean-менеджмент помог бы нам избежать многих переделок — теперь работаем только в таком режиме.
В любом случае, мы рады, что выполнили основную задачу — сделали интерфейс минималистичным, понятным и современным. Теперь новичок не будет обескуражен огромным количеством иконок, кнопок, настроек и функций: заходишь в систему, и сразу можно начинать работу.
В этом смысле система стала более универсальной. Будь то мастер-класс по вязанию или лекция по средневековой философии от заслуженного профессора — взаимодействие стало гораздо проще. При этом мы понимаем, что не каждый оказывается слушателем вебинара намеренно. Поэтому мы постарались сделать систему дружелюбной и яркой, чтобы еще больше вовлекать слушателей.
Улучшенная функциональность и новые интерфейсы уже привлекают новых пользователей. Слушатели стали чаще приходить на наши вебинары: за две недели количество регистраций увеличилось примерно в 2–2,5 раза. При этом на 15% увеличилось количество участников, которые дослушивают вебинар до конца.
Что касается наших клиентов, они стали больше работать с записями вебинаров в редакторе эпизодов, конвертировать их и использовать видеоконтент для различных ресурсов. Внутреннее обучение пока не пользуется таким большим спросом, как мы планировали (чаще его не проходят до конца), поэтому за выполнение всех пунктов мы ввели награду в виде дополнительного файлового пространства. От других поясняющих форматов — обучающие вебинары, видеоинструкции — отказываться пока не стали: всё еще приходит много вопросов от тех, кто привык к старым интерфейсам.
Сейчас мы работаем в «режиме ожидания», исправляя только очевидные недоработки: с релиза прошло меньше трех недель, и судить по количественной статистике еще сложно. Пока суммируем отзывы пользователей, наши наблюдения и маркетинговые показатели. Надеемся, что все это позволит сделать взаимодействия внутри сервиса еще лучше.
Присылайте свои колонки и интерфейсные кейсы на interface@vc.ru
© vc.ru
