Как звучит стекло: самые странные стеклянные инструменты
Если говорить серьезно, то стеклянных музыкальных инструментов (кристаллофонов) совсем мало: стеклянная арфа, веррофон, стеклянная гармоника и стеклянная флейта. Конечно, умельцы изготавливают из стекла даже скрипки и органы —, но это относится уже к разряду курьезов.
Стеклянная арфа
В начале XVII века, когда человек научился создавать из стекла весьма тонкие изделия, кто-то заметил, что если провести пальцем по краю влажного бокала, то раздастся тонкий, певучий звук. Конечно, такие развлечения были доступны лишь представителям высшего общества — тонкое стекло стоило дорого.
Так появилась стеклянная арфа — или, как ее первоначально называли, «ангельский орган». По сути, это просто набор бокалов (30−40 штук), наполненных водой. Закон прост — чем полнее бокал, тем выше звук. Варьируя размеры бокалов, их форму и количество воды, музыканты добивались диапазона в три октавы! Музыкальную арфу нетрудно соорудить дома — какие бокалы найдутся, те и используйте. Главное, чтобы край был ровный, без сколов и без глазури.
Стеклянные инструменты в России
Сегодня в России есть несколько коллективов, использующих стеклянные инструменты. Самый известный — «Crystal Trio» под руководством Игоря Склярова. В составе коллектива три человека.
Основатель коллектива Игорь Скляров играет на стеклянной арфе. Свою первую арфу он сконструировал в 1998 году из бокалов, но сегодня Игорь играет на специальном инструменте, изготовленным по заказу Сашей Рекертом — тем самым человеком, который придумал веррофон. Эта арфа имеет… баянную настройку, поскольку по образованию Игорь — баянист. Второй участник трио — Владимир Попрас — играет на веррофоне, а третий — Владимир Перминов — на стеклянной пан-флейте.
Хрустальное трио много гастролирует — в их программе произведения различных стилей и эпох; не так давно ансамбль подготовил расширенную программу с хором и оркестром.
Кстати, в 2006 году Игорь Скляров со своей стеклянной арфой выступал вместе со знаменитым гитаристом Дэвидом Гилмором («Pink Floyd»). Также музыканты принимали участие в оперных постановках, в записи диска Бориса Гребенщикова и во многих других проектах.
Впрочем, первое известное упоминание «звучащего стекла» можно найти у Фрэнсиса Бэкона — легендарного ученого, политика и литератора. В эпохальном труде Sylva Sylvarum (1627) он описывает опыт со стаканом воды, наполненным водой.»…Увлажните свой палец и проведите им по краю стакана. Сделав так несколько раз, вы увидите на поверхности воды рябь…» — так Бэкон иллюстрирует эффект сжатия в сплошном теле. Примечательно, что при этом ученый не говорит ни слова о производимом звуке, хотя всего несколькими параграфами ниже пространно рассуждает о природе звука как такового. Комментаторы считают: Бэкон либо лукавил, либо имел проблемы со слухом.
Играть лучше всего на самом простом бокале без каких-либо украшений и узоров. Чем тоньше стекло, тем лучше. Впрочем, при определенном умении можно заставить звучать даже колокол воздушного насоса (опыт Рэлея). Пальцы должны быть чистыми и влажными. Нужно постоянно смачивать их и аккуратно, нежно водить по краю бокала — тогда звук наберет силу.
При извлечении звука образуются стоячие волны — бокал совершает невидимое для глаз колебательное движение. Высота звука прямо пропорциональна толщине стенок и обратно пропорциональна квадрату диаметра бокала. Впрочем, для объяснения природы звучания бокала придется выйти даже за институтский курс физики — объема статьи для этого явно недостаточно. Самые любознательные могут найти эту информацию самостоятельно, а я перейду к краткому обзору кристаллофонов.
Стеклянная гармоника
В 1757 году в Лондон прибыл великий американский ученый и дипломат Бенджамин Франклин. Франклин преуспевал практически во всем, за что брался. Он был известным издателем и публицистом, физиком и химиком, политическим деятелем, конструктором мебели и даже архитектором. Во Франклине умещалось столько способностей, что некоторые в шутку говорят: «Франклинов было несколько, просто они были близнецами…»
В Лондоне Бенджамин Франклин жил и работал в качестве представителя американских колоний Великобритании. В первую очередь дипломат хотел убедить короля в необходимости гибкой колониальной политики и предоставления некоторых свобод заокеанским территориям. Именно в Лондоне Франклин впервые увидел игру на стеклянной арфе, составленной из бокалов.
Некоторые источники утверждают, что Франклин побывал на лондонском выступлении Эдмунда Делэйвела в Кембридже в 1758 году — и там задался целью усовершенствовать стеклянную арфу. Также вполне вероятно, что ученый услышал концерт знаменитого австрийского композитора и музыканта Кристофа Виллибальда Глюка, который триумфально выступал по всей Европе с «музыкальными стаканчиками» конструкции некоего Ричарда Пакрича. Стаканчики Пакрича представляли собой изготовленный на заказ набор бокалов, то есть обычную стеклянную арфу.
Так или иначе, Бенджамин Франклин хотел сделать стеклянный инструмент более доступным — чтобы на нем мог играть любой пианист, а не только «специально обученный человек». Гармоника Франклина представляла собой набор стеклянных полусфер, нанизанных на металлический вал. Вал постоянно вращался при помощи ножного рычага (как в старых швейных машинах), а нижние половинки полусфер были погружены в воду. Музыкант мог просто класть пальцы на ту или иную полусферу — и раздавался протяжный, мелодичный звук. Расположение «клавиш» соответствовало обычной клавиатуре рояля (только в гармонике их было гораздо меньше — всего 37).
Изобретение Франклина и несколько данных им концертов вызвали в Европе бум стеклянных гармоник. Очень быстро инструмент покорил Германию, Австрию, а затем попал в другие страны Европы и даже в Россию. Стеклянная гармоника более чем на сто лет стала неотъемлемой частью симфонического оркестра. Первое публичное выступление с использованием стеклянной гармоники произошло в 1761 году, а спустя несколько лет она приобрела сумасшедшую популярность. Выдающиеся композиторы — Бетховен, Рихард Штраус, Берлиоз, Рубинштейн и многие другие — создавали специальные произведения для «звучащего стекла». Одно из лучших сочинений такого рода — «Адажио и рондо для стеклянной гармоники и квартета» В.А. Моцарта, написанное им специально для слепой музыкантши Марианны Кирхгеснер. Широко известно, что психиатр Франц Месмер использовал этот инструмент в своих гипнотических опытах. Французская королева Мария-Антуанетта также славилась искусством игры на стеклянной гармонике.
Но время странного инструмента ушло так же стремительно, как и началось. К середине XIX века концерты из бальных комнат переместились в огромные оперные залы. Без должного усилителя слабый звук гармоники просто не был слышен — и уникальный инструмент начал терять популярность, при необходимости его заменяли схожими по звучанию. Кроме того, сказывалась дороговизна инструмента. Впрочем, некоторые композиторы все же изредка включали партии гармоники в свои произведения. Например, в опере Глинки «Руслан и Людмила» есть партия, написанная специально для этого инструмента.
К началу XX века искусство создания стеклянных гармоник было полностью утеряно. Ряд инструментов XVIII и XIX веков сохранился, но они стали скорее музейными экспонатами, нежели полноценными частями оркестров. Кстати, одна из гармоник, на которых играл сам Франклин, дошла до наших дней и хранится в музее Баккен в Миннеаполисе, штат Миннесота, США.
Опыт
Если в тонкий бокал налить подкрашенную чернилами воду, а затем попытаться сыграть на нем, водя пальцем по краю, можно увидеть так называемые узловые линии. Вода будет повторять рисунок волн, распространяющихся от колебаний стекла; в месте, где остановится палец, возникнет явственная черная линия, идущая от пальца ко дну бокала.
Литрофон. В народе распространен и еще один «неофициальный» стеклянный инструмент, получивший прозвище «литрофон». Его можно изготовить на даче, на природе или даже в квартире. Попросту берется ряд бутылок и подвешивается за горлышки к горизонтальной перекладине. Если бутылки одинаковые — например, пивные, — то «настройка» производится добавлением воды в ту или иную бутылку. Все просто: чем меньше воды, тем ниже звук. А играть на литрофоне можно чем угодно.
В 1930-х интерес к стеклянным инструментам стал постепенно расти. Широко известен стал немецкий виртуоз Бруно Хоффман, игравший на стеклянной арфе. А стеклянная гармоника возродилась лишь в 1984 году. Немецкий мастер Герхард Финкенбайнер впервые за сто с лишним лет создал инструмент, пользуясь сохранившимися экземплярами и рисунками самого Франклина. И гармоника зазвучала.
На сегодняшний день самым знаменитым «гармонистом» считается француз Тома Блош. Начиная с 1992 года он исполняет на стеклянной гармонике самые разные произведения — даже рок и джаз. Сегодня стеклянные гармоники делают всего несколько человек в мире — по специальному заказу. Впрочем, если вам очень хочется, за скромную сумму в $19 995 уникальный инструмент можно приобрести на аукционе eBay. Но так как наша редакция подобной суммой не располагала, мы сделали гармонику самостоятельно, о чем вы можете прочесть в рубрике «Мастер-класс». А я перейду к стеклянному органу.
Стеклянный орган
Стеклянный орган появился гораздо позже гармоники — это инструмент XX века. Его историю можно разделить на две главы. В 1952 году два француза — братья Бернар и Франсуа Баше — сконструировали оригинальный инструмент. Он состоял из 54 тонких стеклянных трубочек, расположенных вертикально. Основной идеей братьев было создание стеклянного инструмента, который бы звучал громко и мог принимать участие в серьезных постановках и концертах. Поэтому вибрация каждой трубочки (по которой музыкант проводил пальцем) передавалась на что-то вроде металлических раструбов-усилителей. Звук органа Баше напоминал стеклянную гармонику.
Сегодня орган Баше используется крайне редко, причем в основном композиторами-авангардистами. Играть на нем довольно сложно, к тому же он чересчур дорог в изготовлении. Но история стеклянного органа имеет еще одну страницу. В 1983 году немецкий мастер Саша Рекерт спроектировал и построил еще одну разновидность подобного инструмента — веррофон. Внешне веррофон выглядит точь-в-точь как обыкновенный орган, только трубы у него стеклянные и наполненные водой. Впрочем, нельзя сказать, что Рекерт стал выдающимся новатором. Принцип веррофона, как, кстати, и органа Баше, ничем не отличается от принципа работы обычной стеклянной арфы. Разве что веррофон позволяет охватить три октавы. Музыкант просто проводит пальцами по кромкам трубочек, извлекая звук. Благодаря высоте трубочек и их объему стеклянный орган звучит сильнее, нежели стеклянная арфа.
К слову, Саша Рекерт известен и как мастер лучших на сегодняшний день профессиональных стеклянных арф. Его наборы бокалов идеально настроены и не требуют долива воды. Произведения, написанные для стеклянной гармоники, можно легко исполнять и на веррофоне. Просто высота звука зависит тут не от диаметра чаш, а от высоты трубочек органа.
Флейты и ударные
Помимо гармоники и органа, существует еще ряд кристаллофонов. В первую очередь стоит остановиться на стеклянных «ударных». В принципе, они отличаются от своих стальных и деревянных собратьев только материалом изготовления. Например, широко используется стеклянный ксилофон (или маримба), а также гласкорд, где удары по стеклянным емкостям с жидкостью производятся посредством клавиатуры. Иногда гласкордом называют стеклянную гармонику, но это неверно.
В тайской музыке используется инструмент «ранат каэо», в котором музыкант деревянным молоточком стучит по подвешенным стеклянным палочкам.
Стеклянная флейта, в принципе, представляет собой обыкновенную пан-флейту, только сделанную из стекла (сложно придумать другое определение инструменту, суть которого так точно отражена в названии). Естественно, она гораздо больше обычной флейты — в слишком тонких стеклянных трубках звук будет не таким густым и сильным.
Почему-то мне кажется, что время кристаллофонов еще наступит. Существуют сотни разновидностей инструментов из дерева — неужели у стекла меньше возможностей? Современные стеклодувы создают изделия удивительного изящества и сложности — значит, впереди новые открытия в области стеклянных инструментов, новые звуки, новые тона. Жалко, что нот всего 12 — и нельзя сказать «новые ноты». Хотя кто его знает…
Обсудить 0