Как российские бренды прикидываются иностранными
Со времён СССР и эпохи фарцовщиков российский потребитель благоговеет перед забугорными брендами. Этим пользуются.
Надписи латиницей вызывают больший трепет и рука тянется за кошельком. Согласитесь, «Jack&Jones denim clothing company» на футболке манит сильнее, чем «Швейная фабрика Васи и Пети». Оденете второй вариант? Отсюда проистекает нежность к англицизмам.
На фоне большого опыта в полиграфии и дизайне, меня всегда расстраивала графика кириллицы. Некоторые буквы очень сложно вписать в визуальную концепцию. По этому поводу имею серьёзные претензии к Мефодию и Кириллу. Но то дела давно минувших дней и приходится пользоваться тем, что имеем.
Луначарский с троцкистами в 1919 году пытались ввести латиницу в русский язык, но Сталин резко пресёк эту крамолу. Идея ещё будоражила умы до конца 30-х годов.
Генетически в нашем сознании закрепился постулат о преимуществе всего заграничного. С начала 90-х годов крупные российские коммерсанты начали выводить на рынок собственные бренды. Очевидным решением было прикинуться западной компанией и не идти против течения и стереотипов потребителей.
Таких мимикрирующих торговых марок огромное количество. Иных уж нет, а другие вполне себя хорошо чувствуют. Упомяну лишь некоторые.
Bork
2001-м году компания «Технопарк» рашила продвигать собственный товарный знак, для чего зарегистрировала в Германии BORK Electronik GmbH. Эта марка объединяет мелкую бытовую технику и аксессуары. Позиционирует себя, как премиум-класс.
Elenberg
Эконом-бренд торговой сети Эльдорадо. Этим именем маркируют дешёвый китайский ширпотреб смутного качества. В сети довольно много нелестных отзывов:
«Возврат техники этой фирмы достигает 65%. Техника типа утюгов и фенов сразу идет в утиль.»
«На прошлой неделе продали около 30 СВЧ Elenberg, вернули 18. Остальные, видимо, еще не донесли.»
Erich Krause
Канцелярский бренд компании «Офис премьер». Должен вызывать ассоциацию с качеством немецких товаров, но производится главным образом в Юго-Восточной Азии.
Explay
Торговая марка зарегистрирована в 2007 году. Сама компания появилась немного ранее. Основным направлением являются поставки OEM-устройств: навигаторы, плееры, электронные книги, планшеты, смартфоны и прочие гаджеты. В настоящий момент фирма чувствует себя очень уверенно среди так называемых В-брендов.
Polaris
Наши герои не кричат о своих российских корнях, но и не особо скрывают. Этот тщательно «шифруется». На официальном сайте заявлено, что марка существует 18 лет и производится в Италии, Израиле, России и Китае. Злые языки утверждают — почти всё делается в КНР. Предлагаемый ассортимент – мелкая бытовая техника.
Rolsen
Покрывает практически всё, что подходит под понятия электронной и бытовой техники. Лично у меня он ассоциирует с телевизорами. Бренд основан в 1994 году выпускниками МФТИ.
Scarlett
Торговая марка основана российским предпринимателем в 1996 году, но принадлежит российско-английской корпорации и производится в Китае. Главное направление – мелкая и средняя бытовая техника.
Vigor
Официальный сайт объявляет, что бренд на рынке 20 лет. В других источниках сообщается, что сама торговая марка была зарегистрирована в 1998 году и принадлежит немецкой компании Reuter. Ассортимент, как у многих – чайники, утюги и прочая кухонно-бытовая мелочь.
Vitek
Пожалуй, самая любимая нашими гражданами марка. В народе её ласково зовут «Витёк». Официальный сайт объясняет, что бренд включает в себя части слов «vita» (латинское – жизнь) и «technik». Изначально позиционировался, как техника из Австрии. Впрочем, внешний вид продукции вряд ли кого-то вводил в заблуждение. Недорогую китайско-турецкую родословную сложно спутать с европейскими товарами.
✻ ✻ ✻
Во многих чертах история и мотивация всех вышеперечисленных брендов схожа. Современный тренд на повышение качества и тщательный отбор ассортимента внушает оптимизм. Нынешний потребитель становится всё более избалованный, что побуждает предпринимателей внимательнее следить за имиджем своей продукции. А страна происхождения сейчас уже мало кого волнует.