Как работает мозг под действием наркотика?
Диэтиламид лизергиновой кислоты является психоделическим наркотиком, но его действие на головной мозг ни разу не исследовалось с помощью современных методов нейровизуализации. Для исследований было выбрано 20 добровольцев, часть которых получила дозу в 75 микрограммов ЛСД, а другая часть — плацебо, а затем с помощью МРТ исследовали мозговой кровоток, наблюдали за потреблением кислорода и отслеживали электрическую активность нейронов.
Изменения под действием ЛСД наблюдались в работе обширной нейронной сети, которая связывает ряд анатомически разделённых областей мозга и не отвечает за решение какой-либо определённой задачи. Её функции до сих пор остаются для учёных загадкой, но некоторые специалисты считают, что работа этой нейронной сети ответственна за возникновение сознания. В ходе исследования под действием наркотика выявлена рассинхронизация работы нейронов, причём респонденты как раз сообщали о некоем «растворении личности» и ощущении потери собственного «я». Кроме того, наблюдалось ослабление волновых альфа-ритмов мозга, которые обычно проявляются в спокойном состоянии.
Активность нейронов головного мозга под действием ЛСД резко возрастала и становилась более однородной по всему мозгу, усиливая связи между областями, которые обычно работают относительно независимо. Дело в том, что обычно мозг работает как набор независимых нейронных сетей, выполняющих такие специализированные функции, как зрение или слух, а также более сложные — например, внимание. Под действием наркотика эти функции размываются и активность мозга становится более усреднённой. Усложнение нейронных сетей, усиление специализации областей и укрепление связей между ними происходят по мере взросления, поэтому активность мозга под ЛСД учёные сравнили с работой мозга ребёнка.
Кстати, усиление связей между областями мозга, которые обычно работают независимо, вызывает у человека и типичные для приёма диэтиламида лизергиновой кислоты галлюцинации. Первичная зрительная кора головного мозга обычно связана с регионами, занятыми обработкой визуальных сигналов, а под действием наркотика она начинает активно связываться и с другими областями, что подтверждается результатами МРТ и свидетельствами добровольцев.
Не можем не напомнить о том, что обучение повышает активность области головного мозга, связанной с удовольствием, которая обычно активизируется при употреблении пищи, наркотиков и занятии сексом:
Обучение активизирует в мозге область удовольствия от секса и наркотиков