Как получить домен, которым не пользуется владелец

Добрый день.

Мы разработчики веб-сервиса, который пользуется некоторой популярностью. Пользователи довольны, перспективы развития есть, хотим развиваться дальше.

Есть домен, например, «site.ru», который зарегистрирован в 2003 году на компанию «SITE Ltd.», и с 2012 года не делегирован (сайт не работает). Пытались связаться с владельцем по вопросу покупки через форму связи регистратора, но нам не ответили.

Деятельность нашего сервиса непосредственно связана с названием домена, и домен однозначно характеризует содержимое сайта нашего сервиса.

Подскажите, стоит ли пытаться получить этот домен через регистрацию юридического лица? Каким должно быть название юр. лица: «Сйт.ру», «Сайтру», «Сайт»? Что нам делать, чтобы получить домен?

Спасибо.

Привет. Сама по себе регистрация юридического лица с нужным названием ничего вам не даст. Защищать домен или оспаривать его регистрацию нужно с помощью товарного знака. Товарный знак — обозначение, которое индивидуализирует товар, работу или услугу, в том числе в доменном имени (ст. 1484 ГК РФ). Однако, не каждый владелец домена регистрирует его на основании товарного знака: свыше 80% владельцев доменных имен — физические лица.

С 4 октября 2010 года товарный знак, зарегистрированный позже доменного имени, имеет приоритет в судебных спорах. Конечно, даже с товарным знаком нельзя на 100% быть уверенным в победе. Так, суд, скорее всего, встанет на сторону владельца домена, если он:

  • Не намеревается использовать чужой товарный знак и деловую репутацию
  • Действует добросовестно (не препятствует деятельности третьих лиц)
  • Не конкурирует с владельцем товарного знака (работает на другом рынке).

В остальных случаях, имея товарный знак, всегда можно аннулировать чужой домен через суд. Для этого доказываем, что:

  • Спорный домен идентичен или «сходен до степени смешения» с нашим товарным знаком
  • У администратора нет прав и законных интересов в
  • отношении спорного домена (нет своего товарного знака, название домена не известно на рынке и так далее)
  • Спорный домен зарегистрирован и используется администратором недобросовестно — например, с целью перепродать его или сдать в аренду по завышенной цене, помешать правообладателю товарного знака его использовать или получать прибыль (в том числе от рекламы) за счет названия, похожего на чужой товарный знак.

План действий

  • Выясняем, чем занимался владелец домена. Если вы знаете название или реквизиты компании, то это легко выяснить на сайте налоговой по кодам ОКВЭД;
  • Узнаем, зарегистрировал ли администратор домена товарный знак в Роспатенте. Для этого лучше всего воспользоваться специальной базой «Товарные знаки Российской Федерации».

Если владелец домена уже зарегистрировал товарный знак, то ничего с этим уже не сделать. Если не зарегистрировал — идем дальше:

  • Регистрируем юридическое лицо или ИП
  • Регистрируем товарный знак (от 35 тыс. рублей). Это очень долгая процедура (12−15 месяцев). Несмотря на то, что защита товарного знака начинается с момента подачи заявления в Роспатент, приоритет товарного знака действует только с момента его регистрации (ст. 1481,1491 ГК РФ)
  • Отправляем претензию владельцу домена с требованием прекратить нарушение исключительных прав на зарегистрированный товарный знак. Если хотите усложнить обжалование решения суда, этот пункт лучше соблюсти.

Если владелец домена — законопослушный гражданин, он, конечно, прекратит его использование. В противном случае:

  • Направляем исковое заявление о нарушении исключительных прав в арбитражный суд субъекта. Требуем прекратить использование доменного имени и аннулировать действие домена.
  • На основании судебного решения регистрируем домен на себя.

Удачи!

©  vc.ru