Как мы облажались, когда нас зафичерила Apple — кейс планировщика YoTask

YoTask — это сплав календаря с планировщиком как личных, так и рабочих дел, с чатом и возможностью обмена файлами в одном приложении. Программа позволяет мгновенно создавать задачи и встречи, пересылать фото, оставлять заметки и добавлять события в расписание своих друзей, коллег, близких, и любого, кто есть в адресной книге смартфона. Система напоминаний информирует о текущих задачах, наглядно отображая их состояние в календаре.

Немного предыстории. Мы проводили тестирование task-мессенджера, разработка которого началась в апреле, среди порядка трёх сотен сотрудников компании и наших друзей. Летом во время работы над корпоративной версией мы активно показывали текущую версию сторонним компаниям. И для того, чтобы было проще устанавливать приложение для тестирования среди сотрудников партнерских компаний мы решили оперативно собрать рабочую версию в App Store. Так 6 августа мы зарелизились в App Store — отчего стало проще оценивать функционал приложения и собирать обратную связь среди наших внутренних тестировщиков.

b_57c921bce3f3f.jpgВсё шло по плану до четверга 11 августа: каждые сутки мы фиксировали порядка 50–80 новых загрузок. Рано утром 12 августа мы поняли, что что-то пошло не так — прекратились рассылки СМС при подтверждении номера телефона пользователя (в приложении есть чаты, поэтому подтверждение номера было необходимо). Бюджет, рассчитанный на прогнозируемый прирост пользователей, попросту иссяк. Очередные 10 евро, закинутые на счет, через пару часов сократились до 2. Первой мыслью было, что какой-то злоумышленник сливает нам смс-бюджет, и мы даже начали подумывать об ответных действиях. Спустя еще 30 минут, нас осенило, что YoTask зафичерил Apple в новинки недели.

Дальше события развивались ещё интересней. Положить еще сотню другую евро на смс-счет в Nexmo мы больше не смогли, у них стоит защита от мошенничества (за сутки можно совершить не более четырёх пополнений счета, как вы понимаете, мы эту возможность исчерпали), и, как вы понимаете, возможность пополнения нам отключают. За те 15 минут, пока мы писали письмо в саппорт с просьбой снять ограничение и параллельно прикручивали Plivo, смс с кодом регистрации не получили еще около сотни человек, и рейтинг в App Store продолжал ползти вниз. Конечно, мы обратились к уже действующим пользователям приложения: коллегам, знакомым и близким, с просьбой оценить YoTask в сторе. Ранее вопрос рейтинга для нас не был в приоритете, ведь мы, по сути, заливали тестовую сборку для внутреннего тестирования ради облегчения процесса установки приложения на устройства пользователей, вовлеченных в тестирование. Версия еще не была готова к массовому запуску: не все функции работали как надо, сборка иногда падала.

И вот в таком наряде мы оказались на балу.

Пятница 12 августа надолго запомнится команде YoTask. Мы оперативно латали «дыры» в текущей сборке, нужно было как-то реабилитироваться перед теми, кто вовремя не получил СМС с кодом, а также допилить возможность регистрации пользователей с иностранными номерами. Если с заплатками нам было всё понятно, то, что делать с тысячей пользователей, не получивших код регистрации, пришлось немного подумать. Мы решили разослать смски с извинениями команды и предложить людям снова пройти регистрацию.

b_57c922277e52f.jpg

Через час после рассылки к нам вернулись 200 человек, затем еще 200. Из 1000 неудовлетворенных неполадками в получении кода регистрации пользователей мы вернули порядка 400. Отправив обновленную сборку на релиз, наш рабочий день закончился, ожидаемо, в 4 часа утра уже 13 августа. В понедельник 15 августа наше оперативное обновление 1.1, залитое накануне в стор, после загрузки на пользовательское устройство приносило вечный краш приложения. Это было как пожар, который мы тушим ведрами с бензином. Стоит отметить, что чистая установка приложения работала без последствий. Но беда не приходит одна. Нам еще предстояло решить вопрос с нероссийскими номерами.

Итого на 07:00 утра в понедельник мы должны были решить три флагманских задачи:

  • Понять, почему обновление крашит приложение;
  • Проинформировать действующих пользователей, что обновлять сборку не нужно;
  • Разобраться, почему номера с телефонными кодам других стран не получают СМС с подтверждением регистрации, а некоторые не могут пройти экран ввода номера.

С первой задачей мы разобрались быстро. Для решения второй мы воспользовались функционалом самого приложения — поставили в календари пользователям (их было порядка 1500) задачу на 15 августа: «Имя пользователя, не обновляйте приложение YoTask из App Store». На все вопросы в чате задачи я отвечал лично. От такого числа участников в чате приложение иногда подлагивало, но в целом достойно выдержало испытание, что нас порадовало. Итого около 200 человек завершили задачу, около сотни запросили подробности в чате задачи (кстати, почти все пользователи, вышедшие на контакт в чате, искренне желали успехов проекту). Небольшая часть пользователей покинули задачу, кто-то после обновления самостоятельно удалили приложение и загрузили снова. С третьей задачей мы повозились. Во-первых, в исходной сборке нужно было ввести минимум 10 цифр телефонного номера после кода страны, при этом, например, в Украине номера могут включать только 9 цифр. А в Казахстане номера начинаются с »7», а именно эту цифру нельзя было ввести первой. После снятия ограничения в количестве цифр, мы разбираемся с СМСками на нероссийские номера (на некоторые номера они почему-то не уходят). Тестируем еще три СМС сервиса.

Итого в сухом остатке. За неделю фичеринга мы получили 17 500 установок, находились в ТОП-100 бесплатных приложений и на третьем месте в категории «Производительность». Приложением активно пользуются несколько тысяч человек.

Какие выводы мы сделали:

1. Даже не идеально работающее приложение может зафичерено App Store — это как выиграть лотерею, шанс всегда есть;

2. Если вы указали Россию как страну релиза, это не значит, что страны СНГ не будут его качать;

3. Пользователи лояльны, если держать их в курсе событий и оперативно исправляться;

4. СМС-сервисы имеют свои проблемы. Держите руку на пульсе, ибо гневные отзывы и единицы рейтинга не заставят себя долго ждать.

Мы продолжаем работу над приложением, готовимся к релизу в Play Market. В следующей сборке подтверждать номер телефона при регистрации будет не нужно, но об этом (напомню у нас чаты с привязкой к номеру телефона) — расскажем в следующий раз.

©  vc.ru