Как менялось отношение человека к дому: от безопасной крепости до стиля кочевника
Умение анализировать позволяет нам брать разные источники, которые не всегда связаны между собой, и создавать множественные корреляции. Несмотря на технологическое развитие, там где существует человек, мы должны говорить прежде всего про базовые потребности, такие как потребность в безопасности и в пище. А что как не дом лучше всего удовлетворяет этим нуждам? Исходя из этого, мы можем сказать, что вместе с технической революцией эволюционировал и дом.
Два психологических мотива для жилья
Изначально само по себе общество состояло из двух типов: общество охотников и общество собирателей.
- Обществ охотников — динамичное племя, которое должно было постоянно сниматься с места и следовать за своей добычей. Мы знаем, что до сих пор остались народности, которые выстраивают свою жизнь в связке с природой, например, народности северной Якутии, чья кочевническая жизнь связана с движением оленей. Аналогичные племена есть в Монголии и Китае, к примеру.
- Наряду с этим существовало общество земледельцев, которое обживалось на земле основательно, на долгий срок. Их целью в том числе была защита от врагов и соседей.
Так, мы можем говорить, что существуют два основных психотипа и два психологических мотива для жилья.
Общество земледельцев и их понимание дома
Условно, для общества земледельцев важна их безопасность, то есть максимально прочный дом — например, пещера или другие природные защищенные места. А дальше их обживали большим количеством скарба, кладези. Для таких людей существовали длинные визуальные коды. Если разбирать архитектуру — классическая архитектура, храмовая, — то это дома которые изобилуют деталями, места в которые хочется возвращаться.
Можно привести наглядную аналогию: наше отношение к жилью похоже на отношение к письмам. Давайте вспомним, каким образом писали письма в XVIII-XIX веках: каллиграфическим почерком, подробно, коротая время. Вот такое же было и жилье: наполненное деталями, которое, подобно строкам письма, приятно рассматривать длинными зимними вечерами. Это место, где хочется собираться всей семьей с детьми и внуками, где хочется мечтать и разговаривать. Все это лучше всего олицетворяет классический стиль — не зря же говорят «классика на все времена», «устойчивая классика».
Мы можем посмотреть на восточные народности, которые очень любят этот стиль. Они и разговаривают так же витиевато, любят церемониальные обеды и долгие беседы за чаем. Вот таким же образом складывается и жилье на все поколения: обросшее деталями и воспоминаниями, где одинаково долго можно рассматривать семейные фотографии и лепнину на стенах, узоры на коврах, обивке. Это один принцип жилья, но есть и другой.
Мобильность как главная черта общества добытчиков
Добыча еды была основополагающей в определении своей общины, поэтому наряду с земледельцами и их обжитыми устойчивыми домами всегда существовали воины и кочевники. Время стерло разницу между добычей и зарабатыванием, когда люди смогли получать деньги путем путешествий, интернациональной работы. Вот в этот момент складывается другой стереотип и происходит дополнительный импульс развития охотников, людей, которые перемещаются. Что самое важное для охотников? Для них основополагающим является то, насколько быстро можно собраться и куда-то переместиться. Жилье должно быть максимально функциональным в данный период времени, оно не должно обладать большим количеством деталей или грузов, потому что лишний груз становится помехой при переездах. Отсюда появляется предельный функционализм.
Давайте вспомним XIX-XX века, которые внесли переломные моменты во все слоя культуры. Особенно хорошо это отслеживается прежде всего в письменности с появлением телеграфов и телефонов. Телеграммы схожи с современными сообщениями в мессенджерах — это короткие импульсы. Точно таким же функциональным становится и жилье. В начале XX века появляются стиль конструктивизм, баухаус, первые дома-фабрики в СССР, проповедовавшие, что дом — это фабрика для жизни, где можно справить свои бытовые нужды.
Чем это не общество кочевников, где трудовая сила должна быть мобильной и перемещаться из места в места? Естественно, большое распространение это получило в США — там, как мы знаем, люди могут сменить за жизнь по три-пять мест жительства. Но такие тенденции появляются и в Европе. Они показывают, что лишние надстройки, лишние детали тормозят передвижение. И если раньше надо было переносить дом за собой, то сейчас появляется несколько другая концепция: куда бы мы не прилетали, мы должны чувствовать себя комфортно, как дома. А для этого дом не должен быть домом в плане своего индивидуального лица.
В известных сетях мировых гостиниц мы видим примерно одинаковое оформление. Эта стилистика начала XX века окончательно сформировалось уже в 50-е годы, когда появились интернациональный стиль и борьба с украшательством в архитектуре. В свою очередь интернациональный стиль вырос в брутализм и модернизм, максимально облегченные в деталях. Появились «функциональные коробки» с яркими общественными пространствами, похожие на маяки костров, к которым должны были возвращаться охотники со своей добычей. Такие вот образы, которые относят нас к первобытному состоянию.
А что сейчас?
Победившее общество охотников по сути создает свой удобный мир. Когда общество земледельцев от перенасыщенных рантье превращается в фабрикантов, охотников за деньгами по всему миру. Им нужно максимально четко чувствовать себя, как во время похода или племенного забега. Это порождает достаточно простой современный стиль, который называется модерн. Минимализм — совсем другие линии, другие принципы построения.
Несмотря на то, что и один, и другой принцип жилья сейчас соседствуют, минимализм и функциональность занимают все больше пространства, позволяя людям не привязываться к месту, а ощущать себя комфортно в любой точке и на любом этапе современной динамичной жизни.
25 августа 2022 года в Центре М«АРС в Москве откроется первая в России выставка человеческих воспоминаний #КриптаМгновений Евгения Гриневича. Билеты и подробная информация здесь.