Главная особенность телевизоров будущего - интеграция телевизионных и интернет-принципов
Компания Json & Partners Consulting представила краткие результаты исследования "Телевизоры будущего: NextGenTV".
В отчете указано, что производители и разработчики преследуют цель воплотить уже существующие модели взаимовлияния (например, коллективное выставление рейтингов с помощью социальных сетей), перенеся их с внешних устройств (ПК, планшеты, смартфоны) непосредственно на телеэкран. Другим важным направлением является перенос собственно интернет-видеосервисов (таких как YouTube) в телевизор. Третье направление - развитие контента, не связанного с видео (в первую очередь, игр).
С точки зрения потребления контента усиливается роль нелинейного видео. Также растет число терминалов, на которых можно смотреть видео, в том числе и телевизионные программы (ТВ, компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны). Происходит разделение источников контента на три потока: контент, поступающий к пользователю посредством вещания, контент в Сети и собственный пользовательский контент (медиахранилища, DVD и Blu-Ray, контент с мобильных устройств).
Важнейшим изменением, произошедшим в двухтысячные годы, стал рост емкостей встроенной памяти (в 2012 году среднее медиахранилище занимает 1 Тб), рост скоростей ШПД (проект Google Fiber в США предоставляет доступ на скорости 100 Мбит/с), а также цифровизация телевидения. Дальнейшее развитие этих трех источников контента будет продолжаться.
В первую очередь, расширится спектр устройств - носителей контента. Если еще в конце прошлого десятилетия основным источником пользовательского контента оставался компьютер или ноутбук, а также видеоплеер, то в наши дни большой памятью располагают смартфоны, планшеты, различные медиаплееры, а также ставшие более доступными съемные карты памяти.
Расширяется список устройств, подключенных к интернету. Теперь это не только ноутбуки, компьютеры и такие приставки, как TiVo, которые были доступны и в 2000-е, но также все мобильные устройства (смартфоны, планшеты), операторские STB, OTT-приставки и медиаплееры, и, наконец, смарт-телевизоры. Помимо этого существует дополнительные способы доступа в интернет. Повсеместно распространенным становится Wi-Fi-доступ и сети 3G.
Цифровое ТВ также расширяет свое присутствие. Развиваются операторские STB с функциями записи и предоставлением дополнительных сервисов, широкое распространение получает европейская инициатива HbbTV, увеличивается количество и качество телевизоров. Также постоянно растет число каналов, в том числе вещающих в HD, появляются каналы, постоянно вещающие в 3D. Все это ведет к увеличению времени, затрачиваемому на просмотр ТВ.
С точки зрения коммерческой составляющей телевизионного бизнеса, все эти тренды несут три главных изменения. Первое - это изменение в структуре доходов каждого звена в цепочке доставки контента, включая фрагментацию рекламных доходов. Второе - это рост количества доступного бесплатного контента, в том числе и высококачественного, что затрудняет задачу по увеличению ARPU платными операторами. Третье - это постоянная необходимость тратить средства на различные технологические инновации, в том числе на интеграцию с растущим числом сопутствующих устройств.
Несмотря на конкуренцию со стороны альтернативных видеотерминалов, телевизоры по-прежнему играют доминирующую роль в потреблении видеоконтента. Телевизоры нового поколения (или NextGenTV) учитывают все обозначенные выше тенденции и тренды. Благодаря этому телевизор будущего займет свое место среди таких устройств, как смартфоны, планшеты и ПК и станет четвертым в линейке "умных устройств".
Главная особенность телевизоров будущего - интеграция телевизионных и интернет-принципов. Влияние компьютерной и интернет-среды не ограничивается только контентом, а включает в себя целый комплекс тенденций. Среди них: использование компьютеризированных меню, использование баннеров, виджетов и других интерактивных элементов экрана, использование продвинутой навигации, использование внешнего накопителя контента, интеграция с другими устройствами, объединение медиафункционала и игрового функционала.
Большие размеры делают телевизор наиболее благоприятным устройством для просмотра видео, в том числе и нелинейного, что уже отразилось на перемещении аудитории OTT-услуг с PC на Smart-TV. Телевизоры будущего, обладающие разрешением 4K, позволят просматривать 3D-контент без специализированных очков, что также принципиально выделяет эти устройства среди других "умных экранов". Наконец, телевизоры являются не личными устройствами, как смартфоны и планшеты, а устройствами для всей семьи, что сохранится и в будущем и будет по-прежнему способствовать популярности этих устройств у рекламодателей.
Новые методы рекламы, очень важные в мобильных устройствах, находят свое применение и в телевизорах будущего. Баннеры, виджеты, интерактивные элементы, многочисленные меню - все это новые потенциальные площадки для размещения рекламы. Традиционная телевизионная реклама может быть удачно связана с интерактивной, которая будет усиливать ее, что позволит телевизионной рекламе доминировать и дальше.
Ситуация, в которой телевизор является конечным терминалом для большого количества устройств, характерна и для сегодняшнего дня. В будущем количество подключенных устройств будет только расти, что потребует создания более легко интегрируемых устройств. Помимо развития соответствующих технологий и специализированных протоколов, с помощью которых различные устройства будут соединяться, важную роль приобретают универсальные устройства, дающие разнообразный функционал. Сегодня такими устройствами являются игровые консоли, позволяющие как играть в игры, так и проигрывать диски, а также получать контент из Сети. В будущем такими устройствами будут сами телевизоры.
Но основной особенностью телевизоров будущего должна стать их готовность работать с большим количеством телеканалов. Предложение цифровых телеканалов постоянно растет, в будущем точно так же будет расти число доступных HD-каналов. Телевизор должен обеспечивать легкий выбор среди широкого числа каналов, в том числе и благодаря рекомендациям (электронный программный гид), а также возможности отложенного просмотра.
Рост числа каналов обеспечит новые условия конкуренции. Уже сегодня роль "первых кнопок" ослабевает за счет остальных каналов. В будущем основные каналы должны будут прилагать усилия, чтобы сохранять свое доминирование и высокие рекламные доходы. Одним из методов сохранения влияния является европейская инициатива HbbTV. Каналы будут давать пользователю не только картинку в высоком качестве и более уникальный контент, но также доступ к дополнительному контенту одновременно с передачей - тексту рецепта в кулинарной передаче, списку игроков во время футбольного матча и тому подобное.
© @Astera