История звука: главные музыкальные изобретения ХХ века

История звука: главные музыкальные изобретения ХХ века

За последние полтора столетия аудиотехника эволюционировала от скрипучих патефонов до многоканальных беспроводных систем для живых выступлений, аудиофильских домашних установок и компактных беспроводных наушников. Это развитие неразрывно связано с историей немецкой компании Sennheiser, которой суждено было несколько раз полностью изменить индустрию — и сам подход к звуку. Компания Sennheiser подарила нам мягкие открытые наушники, микрофоны-пушки для записи звука и беспроводные микрофоны для ярких музыкальных шоу, стереофонию, технологию объемного звука и многое другое.

Прощайте, провода!

Сегодня компания известна более всего как производитель наушников, однако начинала она с изготовления измерительных приборов — вольтметров. Уже в 1947 году Labor W (а именно так фирма Фрица Зеннхайзера называлась раньше) разрабатывает свой первый оригинальный микрофон MD2, мгновенно ставший популярным на многих радиостанциях благодаря превосходному качеству звучания. Микрофоны, а также микшерные усилители и измерительные приборы прославили маленькую немецкую фирму. Она быстро росла: если в июне 1945-го в ней было всего шесть инженеров, то уже через несколько лет штат насчитывал 250 человек.

Фриц Зеннхайзер Фриц Зеннхайзер

В 1957 году на выставке во Франкфурте Labor W представила первый в мире беспроводной микрофон. В разработке принимали участие специалисты телерадиокомпании NDR. Его коммерческая версия получила название Mikroport и была представлена на рынке как совместный продукт Sennheiser и Telefunken, крупнейшего немецкого производителя телерадиовещательного оборудования. Приемники в этой системе выпускались под торговой маркой Telefunken, а микрофоны и передатчики — под брендом Labor W (Sennheiser).

Ядром беспроводной системы Mikroport стал карманный передатчик: в первой версии для передатчика SK 1001 взяли максимально облегченные лампы, а во второй версии установили транзисторы. Передатчик работал до десяти часов от батарейки с напряжением в 22,5 В и охватывал стометровое расстояние. В более поздних версиях пользователям на выбор предлагались два микрофона — либо ручной микрофон MD 405, либо петличный, сделанный на базе капсюля MM 21. Приемник Mikroport T 200 передавал полученный с микрофона сигнал дальше на усилительный тракт.

Mikroport Mikroport

Основатель компании Фриц Зеннхайзер вспоминал забавную историю, которая стала бесплатной телерекламой беспроводным микрофонам благодаря шутке Петера Франкенфельда, ведущего развлекательной программы: «Однажды он прикрепил длинный кабель к беспроводному микрофону. Затем он стал что-то рассказывать, одновременно все больше запутываясь в проводе. В гневе он обрезал провод, но чудесным образом микрофон по‑прежнему работал! Утром все обсуждали эфир, и для нас это, конечно, была отличная реклама».

Это изобретение — беспроводной микрофон — определило развитие аудиотехнологий на десятилетия.

Легкие, как облачко: первые в мире наушники открытого типа

В каких наушниках лучше всего слушать хорошую музыку дома, в мягком кресле? Конечно, в открытых: они позволяют получить более естественный звук с широкой звуковой сценой. Но насладиться таким звуком меломаны смогли только в 1968 году, когда на рынке появились первые в мире открытые наушники — Sennheiser HD 414.

Sennheiser HD 414 Sennheiser HD 414

Новинка родилась благодаря случаю: работая над компактным диктофоном, инженер Sennheiser Эрхард Михаэлис разместил на одном держателе два микрофона и подал на них сигнал. Каково же было его удивление, когда он заметил, что динамические капсюли без корпусов звучат лучше, чем обычные наушники! Михаэлис изготовил специальное оголовье, добавил мягкие поролоновые накладки и… получил прототип легендарных наушников HD 414.

Успех пришел к HD 414 не сразу: весной 1968 года новинка была конфиденциально представлена избранной группе специалистов и не впечатлила их. Наушники казались «несерьезными»: слишком легкие по сравнению с обычными мониторными наушниками того времени, они не производили впечатления профессиональной техники. Но вскоре публика оценила и легкость, и мягкость наушников, а самое главное, звук. Компания Sennheiser продала свыше десяти миллионов экземпляров — больше, чем любых других наушников такого типа.

Впрочем, Sennheiser не только продала рекордное количество HD 414, но и поделилась технологией. Компания Sony приобрела у Sennheiser лицензию на выпуск открытых наушников. Изобретателям Walkman это было очень кстати: «вокманы» подарили возможность слушать музыку на ходу, но в пару к плееру обязательно нужны были самые комфортные наушники того времени, которыми еще долго оставались HD 414.

Sennheiser HD 414 Sennheiser HD 414

И «Оскар» достается… микрофону Sennheiser!

Не за каждый микрофон дают «Оскар». Единственный раз за всю историю премии приза удостоился микрофон — тонкий и длинный направленный микрофон-пушка MKH 816. Получая золотую статуэтку в 1987 году, профессор Фриц Зеннхайзер со свойственной ему скромностью сказал: «Обладателем этой награды стал не я — им стал микрофон!».

MKH 816 не был первой направленной моделью Sennheiser: первый такой микрофон, Type MD 82, компания выпустила еще в конце 1950-х и сразу заняла лидирующие позиции в этой области. В 1970-х годах свет увидел микрофон MKH 416 — модель, на долгие годы определившая процесс съемок в Голливуде и во всем мире, ставшая промышленным стандартом киноиндустрии.

«Оскар»

Микрофон MKH 416 и его оскароносный брат MKH 816 работают по принципу интерференционной трубы: микрофон подавляет неосевые звуки и при этом сохраняет чувствительность и детализацию на большом расстоянии. На 816-й можно было записать речь актера вблизи ревущего водопада, в центре большого города в час пик, на рынке, во время посадки вертолета — в общем, где угодно. Звук в кино стал живым и естественным. Впрочем, «пушка» MKH 816 пригодилась не только режиссерам, но и журналистам: с этим микрофоном они могли брать интервью в любой обстановке — на шумных площадях, заводах и стадионах.

Многие продукты Sennheiser были удостоены престижных наград. В 1996-м компания получила премию «Эмми» за новаторские разработки в технологиях беспроводной передачи звукового сигнала, а в 1999-м удостоилась «Грэмми» за достижения в области звуковой техники. Но лучшим свидетельством инновационного потенциала компании и высокого качества ее продукции является армия поклонников Sennheiser по всему миру.

Sennheiser MKH 416 Sennheiser MKH 416

Лучший звук на Земле

Моду в аудиофильской среде Sennheiser задала в 1991 году, выпустив аудиосистему The Orpheus. Наушники открытого акустического типа, ламповый усилитель, встроенный ЦАП и даже фонокорректор — в наши дни такой набор уже не является редкостью именно благодаря концепции, созданной Sennheiser.

Аудиосистема взорвала рынок: все 300 экземпляров были стремительно распроданы, не повлияла на спрос даже очень высокая для начала 1990-х цена — 15 тысяч долларов США.

Sennheiser The Orpheus Sennheiser The Orpheus

Что же нового дала потребителям The Orpheus? Это качество звука, которого ранее было невозможно достичь. Разработанный инженерами Sennheiser ламповый усилитель создавал нужное для электростатических наушников системы большое поляризующее напряжение и большую амплитуду сигнала. Впечатления от услышанного поразило меломанов того времени — высочайшая детализация звука и впечатляющий вес инструментов в низкочастотном диапазоне.

Вслед за Sennheiser и другие производители начали выпускать электростатические наушники — более бюджетные, и высокая точность передачи звука стала доступнее. Однако в 2015 году компания вновь удивила публику, представив новый продукт Sennheiser HE 1. Идея осталась прежней — электростатические наушники со своим усилителем. Революционными стали технологии, которые позволили показать беспрецедентно низкий уровень нелинейных искажений. Контактные шумы были сведены к минимуму за счет гибридной схемы лампового усилителя, где лампы заключены в колпаки из высококачественного кварцевого стекла, а корпус системы сделан из гранулированного каррарского мрамора неоднородной структуры.

Sennheiser HE 1 (современная версия) Sennheiser HE 1 (современная версия)

Вышло недешево: Sennheiser HE1 стоят несколько миллионов рублей, зато выглядят очень эффектно, а качество звука буквально заставляет плакать ценителей хорошего звука.

Истинно беспроводные наушники: 70 г звука

Отвязать наушники от устройства, на котором хранятся аудиофайлы, производители пытаются уже лет сорок: Sennheiser, например, уже в середине семидесятых реализовала передачу по ИК-каналу и в 1975 году выпустила инфракрасный передатчик и наушники-стетоскоп. А в 2008 году, опережая время лет на десять, компания выпустила на рынок первые в мире истинно беспроводные (True Wireless) наушники MX W1 (о них мы уже рассказывали, прочесть можно здесь). На тот момент продукт не стал востребованным, поскольку качество передаваемого звука было неидеальным.

MOMENTUM True Wireless 2 MOMENTUM True Wireless 2

А вот качество звука в новинке 2020 года — беспроводных наушниках MOMENTUM True Wireless 2 от Sennheiser — максимально возможное для беспроводных малюток. Оно достигается благодаря запатентованным компанией 7-миллиметровым динамическим преобразователям. 7 мм — самый большой размер среди полностью беспроводных наушников.

В компактном корпусе MOMENTUM True Wireless 2 разместился целый набор технологий: это аккумулятор повышенной емкости, «умное» голосовое и сенсорное управление. Функция активного шумоподавления, с одной стороны, блокирует посторонние шумы, а с другой — при одном касании подает в наушники окружающие звуки, когда это необходимо (например, если вам нужно услышать, что происходит вокруг).

©  Популярная Механика