Исследование CB Insights: Крупные технологические компании не готовы покупать «единорогов»
Аналитическая компания CB Insights опубликовало исследование, в котором изучила рынок технологических стартапов за 2015 и 2016 год. Сотрудники CB Insights выяснили, что среди 21 сделки с участием частных технологических компаний в первой половине 2016 года лишь в двух поучаствовали стартапы-«единороги».
В список компаний-«единорогов» (стартапы, оценка которых достигла $1 млрд и более, и в которые вложили средства венчурные инвесторы) на начало августа 2016 года входит 168 компаний, общая оценка которых составляет около $600 млрд, пишет CB Insights. «В технологической отрасли сейчас больше «единорогов», чем когда-либо. Однако крупные компании не показывают заинтересованности в их покупке. И это не потому, что они вообще ничего не приобретают», — замечает CB Insights.
Аналитическая компания приводит статистику за первую половину 2016 года: всего за этой время в технологической отрасли была совершена 21 покупка частных компаний стоимостью более $1 млрд, и лишь две из них оказались «единорогами».
«Инвесторы вложили в «единорогов» миллиарды долларов — логично ожидать, что их интересуют выходы из этих компаний. И если на биржах ещё происходит какая-то активность, стартапы выходят на IPO, то ярких поглощений таких компаний в первой половине 2016 года практически не происходило».
«Это не значит, что на крупные технологические компании нет покупателей. За первую половину 2016 года была совершена 21 сделка с частными ИТ-компаниями стоимостью не менее $1 млрд — одни фирмы приобретали организации целиком, другие выкупали контроль над компаниями за $1 млрд и более. Третьи приобретали по такой цене стартапы, которые не достигли стоимости в $1 млрд в ходе последнего инвестиционного раунда, то есть не стали «единорогами». Так что проблема не в отсутствии покупателей —, а в отсутствии у них желания приобретать «единорогов», — заключает CB Insights.
Как полагают аналитики CB Insights, сложившаяся ситуация не должна удивить представителей технологической отрасли. «Бум «единорогов» пришёлся на 2015 год. Инвесторы и основатели верили, что статус «единорога» поможет компании привлечь внимание прессы и набрать в команду самых талантливых сотрудников. Однако отсутствие крупных выходов, нестабильность рынка, макроэкономические проблемы и шаткость некоторых «единорогов» заставили инвесторов нажать на тормоза».
Рентабельность, положительные денежные потоки, применение unit-экономики — вот что модно теперь. Инвесторов и покупателей уже не интересует рост любой ценой.
Большинство стартапов-«единорогов», пишет CB Insights, в 2016 году начало рассказывать о том, как скоро им удастся стать прибыльными — о своих усилиях по выведению компаний в прибыль сообщили руководители Dropbox, Zomato и других проектов.
Среди тех компаний, что ориентируются на быстрый рост, полагает CB Insights, сохранят свою оценку лишь единицы (возможно, такими проектами станут Airbnb, Uber, Snapchat и так далее). Другим следует готовиться к понижению оценки или к пересмотру собственной стратегии.
«Как показала первая половина 2016 года, покупатели на рынке есть. Их просто интересуют более выгодные сделки. «Единорогам», которые ориентируются на поглощения, следует быть готовым к тому, что их выкупят по более низкой цене. Это может быть экономически разумным шагом и для стартапа, и для его инвесторов», — заключает CB Insights.
© vc.ru