Исследование: 30% водителей не могут перехватить управление от автопилота вовремя
В конце 2010-х годов разработчики автономных автомобилей предвещали скорое сокращение аварийности и смертельных случаев на дорогах. Теоретически, беспилотник никогда не устаёт и не засыпает, не пьёт алкоголя, а скорость его реакции гораздо выше, чем у человека, он даже видит лучше.
Если обернуться назад, в историю автоматизации автомобилей, мы обнаружим, что чем более автономными становились автомобили, тем безопаснее они становились. Начался этот тренд в 1980-х годах с появлением электронных помощников водителя (ADAS, англ. Advanced Driver Assistance System), первым из которых стала антиблокировочная система тормозов. За ней последовали адаптивный круиз-контроль, системы электронной стабилизации в поворотах, экстренного торможения и другие. Каждый новый помощник приводил к снижению общей аварийности и серьёзности ДТП.
Наконец, сейчас появились такие полуавтономные системы, как Tesla Full Self-Driving. Они относятся к третьему уровню автономности — то есть, автомобиль может долгое время ехать автономно по шоссе или в пробке. В это время водитель может заняться другими делами — позвонить, почитать почту, поговорить с пассажироами. В ситуации, с которой электроника пока не может справиться — например, на дорожной развязке или съезде с магистрали — система подаёт водителю сигнал и тот берёт управление на себя.
Трудности коллаборации
Этот момент, когда управление переходит от автопилота к водителю, является критическим. Оцените сложность задачи, стоящей перед водителем: ему нужно выбросить из головы то, что он делал до того, заново сориентироваться в дорожной обстановке и приспособиться к органам управления. Причём сделать это в сложной дорожной ситуации — ведь автопилот именно потому и передаёт управление человеку, что не может справиться.
Несколько исследований подтвердили, что водителям довольно сложно взять на себя управление. Например, совместное исследование Volvo и университета Саутгемптона подтвердило, что у каждого третьего водителя уходит на это больше времени, если он был занят посторонними делами, чем если бы он продолжал следить за дорогой, «подстраховывая» автопилота.
Бывает, что водитель не может сразу переключиться, например, если в момент сигнала о переходе управления он говорил по телефону, занимался с детьми, сидящими на заднем сиденье, или задремал.
Помощник для помощника
Решение проблемы автопроизводители видят в том, чтобы добавить ещё одну подсистему ADAS, которая будет сглаживать этот переход. Например, Hyundai представила адаптивный круиз-контроль, который имитирует стиль водителя.
А пока технологический челлендж не преодолён, водителям, использующим автопилот, стоит выбирать только такие занятия, которые не помешают быстро включиться в управление.