Идем в школу: как улучшить память и внимание
Лучший способ запомнить факты и новые слова
Чемпионы мира по спортивному запоминанию могут воспроизвести 20-значное число, взглянув на него всего один раз. В большинстве случаев это развитый навык, а не данный с рождения чудесный дар. Группа европейских и американских нейробиологов, пытаясь понять, в чем здесь дело, сравнивала активность мозга чемпионов-мненоников (так называют участников чемпионатов по запоминанию) и обычных людей. Оказалось, что приблизиться к результатам мнемоников можно, всего шесть недель регулярно проделывая одно и то же упражнение, известное со времен античности — «воображаемый замок».
Чтобы играть в воображаемый замок, нужно выбрать какое-нибудь хорошо знакомое место — квартиру или дом, где вы когда-то жили, знакомую улицу или место, где вы работали. Мысленно навестите это место и прогуляйтесь по нему, вспоминая детали — расположение мебели и вещей в комнатах или порядок вывесок магазинов.
Гуляйте так часто — хотя бы раз в день, меняя маршрут. Попробуйте, напрягая воображение, добавлять новые предметы. Запоминайте, куда вы их поставили. Попробуйте обращаться подобным образом с вещами, которые вам нужно запомнить: с иностранными словами, новыми фактами. Привяжите каждый к какому-нибудь месту в вашем воображаемом интерьере (или пейзаже). Прогуливайтесь туда-сюда, отмечая новые предметы. По данным учёных, опубликовавших исследование в журнале Neuron, эта методика способна за четыре недели сделать нейронную активность обычного человека похожей на активность мозга чемпиона по запоминанию, причем эффект сохраняется и после того, как занятия прекращаются.
Все дело в организации связей между разными отделами мозга. Сегодня нейробиологи, как правило, убеждены в том, что для хранения воспоминаний необходима цепочка сложных взаимосвязей между разными отделами височной доли коры головного мозга. Вызывая в памяти знакомое пространство, мы активируем множество таких связей, и в это время мозг особенно легко усваивает новую информацию.
«Воображаемый замок» пригодится и школьнику: заучивая неправильные глаголы, географические названия, исторические даты «разложите» их по месту, где вы совершаете свои мысленные прогулки, а потом пройдите и «соберите» обратно. Чем чаще вы наведываетесь в свой «дворец», чем лучше помните его и тем лучше работает метод.
Лучший способ сосредоточиться
Зазевавшийся пешеход, перешедший дорогу на красный, мог быть погружен в мысли о проблемах на работе, а ребенок, который перестал писать диктант и «считает ворон», может быть, задумался над тем, кто сильнее — Бэтмэн или Спайдермэн, и этому вопросу уделяет все свое внимание. Понятно, что на красный ходить опасно, а диктант писать надо: значит, надо уметь концентрировать внимание конкретно на том, что нужно, а не на том, на чем хочется.
Важно понимать, что мы склонны замечать в первую очередь новое: старые стимулы теряют актуальность вплоть до того, что мы перестаем из замечать, даже если они находятся прямо перед нашими глазами. Взять хотя бы эффект Трокслера: объекты, которые мы видим периферическим зрением, иногда становятся невидимы, если их положение относительно сетчатки долго не меняется. Подобный эффект работает с однообразными занятиями. Чтобы вернуть себе способность видеть примелькавшееся, нужно сменить точку зрения, а чтобы снова заняться делом, на котором сложно сосредоточиться, нужно отвлечься и сменить вид деятельности. Если вы читаете книгу, другая книга не поможет, а вот поиграть в настольный футбол или в дартс, сделать зарядку или сварить компот — отличная альтернатива.
Позвольте ребенку не делать все уроки в один присест и научите правильно отвлекаться — и, может быть, проблемы с концентрацией решатся сами собой.