Что ждет рынок IAM в 2010 году?

Эксперты Gartner полагают, что общемировые доходы в сфере Identity & Access Management (IAM) достигнут в 2010 году 9,9 млрд долл., что на 8% выше, чем в 2009 году (9,2 млрд долл.). Специалисты уверены, что требования к соответствию, аудиту и аналитике продолжают оставаться главными факторами, которые влияют на инвестиции в IAM, наряду с производительностью труда и интеграцией IAM-решений.

"Хотя экономический спад и повлиял на IAM-рынок, тот оказался довольно живуч и наряду с другими областями систем безопасности имеет более высокий приоритет по сравнению с другими технологиями, - рассказывает ведущий аналитик Gartner Руджеро Конту. - IAM-технология является ключевым компонентом стратегии безопасности на предприятии, и клиенты Gartner отметили, что почти 8% их бюджета предназначены для реализации IAM".

Предполагают, что в целом IAM-рынок вырастет до 11,9 млрд долл. к концу 2013 года. По мнению Конту, IAM-продукция продолжит привлекать интерес и инвестиции и в последующие несколько лет, поскольку она остается важной технологической областью и позволяет предприятиям совершенствовать и автоматизировать процессы, имеющие отношение к управлению доступом.

Тем не менее, на эволюцию рынка повлияли как внутренние, так и внешние факторы. Если говорить о внутренних факторах, то слияния и приобретения привели к консолидации сферы влияния вендоров вокруг более крупных и известных игроков рынка, особенно в таких ключевых областях, как управление предоставлением услуг пользователям и доступом в сеть. Если речь идет о внешних факторах, то здесь на уровни расходов на IAM и модели предоставления услуг, которые выбирают конечные пользователи, повлияли и экономический спад, и последующее урезание ИТ-бюджетов с соответствующим увеличением спроса на IAM как сервисный вид продукции.

Данные, собранные на саммитах Gartner по вопросам IAM в Северной Америке, странах Европы, Ближнего Востока и Африки в 2009 году, показали, какие технологии считаются наиболее ценными и могут использоваться в качестве части корпоративной стратегии IAM. Наряду с новыми продуктами упоминались и давно применяемые сформировавшиеся инструменты, а среди областей, демонстрирующих самый высокий процент интереса, был ролевой доступ, сопровождаемый принципом единственной подписи. Среди последних IAM-технологий наибольшую важность представляют продукты, относящиеся к управлению привилегированными аккаунтами и дающими права администрирования.

Сейчас организации предпочитают иметь дело с IAM-технологиями и, похоже, что в стратегиях закупки они занимают ведущее место. Почти 40% опрошенных компаний указали, что последующие несколько лет будут оказывать предпочтение именно таким технологиям.

Функциональные возможности IAM все еще находятся на ранней стадии развития, поскольку респонденты отметили, что на IAM-технологии, приобретенные по модели SaaS, тратится только 1-5% IAM-бюджета. Однако, из-за экономических и технологических факторов и растущей доступности SaaS ожидается, что закупки IAM в ближайшее время увеличатся. Это подтверждает опрос Gartner, в котором приняли участие 111 конечных пользователей из Северной Америки и стран Европы, Ближнего Востока и Африки. 27% предприятий, опрошенных в течение 2009 года, ожидают увеличения расходов на продукты IAM к 2011 году.

"Иерархия требований IAM как услуги будет развиваться в последующие несколько лет, начиная с основных требований к аутентичности и управлению доступом и заканчивая функциональностью предоставления услуг и администрированием, - говорит Конту. - Также будут быстро развиваться услуги по протоколированию и анализу для уже существующих на предприятии IAМ, чтобы удовлетворить усложняющиеся IAM-требования без массового увеличения IAM-решений".

Аналитики Gartner прогнозируют, что "конструкция" облачных вычислений для персональных облаков потребует специфических функциональных возможностей IAM как услуги для поддержания масштаба и обеспечения стандартных требований по предоставлению услуг. Общедоступные облачные вычисления будут стимулировать развитие IAM-стандартов, а многочисленные вендоры будут бороться за роль "провайдера-инструментария" и для общедоступных, и для персональных облаков. "Мы полагаем, что новые поставщики выйдут на рынок IAM как услуги из весьма неожиданных сегментов (например, виртуализации и сетевых вычислений), и они будут пытаться обеспечить обширные условия предоставления услуг для баз данных, администрирования и протоколирования" - заключил Конту.

©  @Astera