«Хаббл» увидел двойную систему квазаров в сливающихся галактиках

При помощи телескопа «Хаббл» исследователи смогли зафиксировать гравитационно связанные квазары, представляющие собой ядра сливающихся галактик.
«Хаббл» увидел двойную систему квазаров в сливающихся галактиках

Двойных квазаров во Вселенной очень мало, но новый объект, открытый при помощи «Хаббла» — единственный в своем роде. Он является самым старым двойным квазаром на сегодняшний день

Квазары — это источники интенсивного света, находящиеся в центрах галактик. Яркость этих объектов настолько велика, что может затмить всю галактику. Излучение квазара генерируется сверхмассивной черной дырой в центре галактики, которая буквально «пожирает» материю, движущуюся вокруг нее. Обычно квазары одиноки, но по подсчетам исследователей, на каждую 1000 одиночных объектов встречается один двойной.

Обычно двойные квазары — продукт слияния двух галактик. До сих пор ученые нашли около 100 подобных объектов, но ни разу им не удавалось заснять такой старой системы. Возраст открытой «Хабблом» пары квазаров составляет 10 миллиардов лет — это примерно соответствует эпохе, когда во Вселенной активно формировались галактики. Физики предполагают, что таких объектов в то время могло образовываться очень много, учитывая количество возможных слияний галактик.

Изображения Хаббла показывают, что квазары в каждой паре находятся всего лишь на расстоянии около 10 000 световых лет друг от друга. Для сравнения, наше Солнце находится в 26 000 световых лет от сверхмассивной черной дыры в центре нашей галактики.

Эта пара галактик в конце концов сольется в одну, а затем квазары также объединятся, в результате чего образуется массивная одиночная черная дыра. Исследователи уверены, что новые данные помогут им лучше понять процессы формирования и слияния галактик в ранней Вселенной.

Работа опубликована в журнале Nature Astronomy.

Кстати, у нас есть канал в Telegram, где можно почитать о самых свежих и интересных новостях из мира науки и техники