«Глупых вопросов не бывает» — Колумнист Fast Company о том, как вопросы помогают развитию бизнеса

Наиболее развитые и успешные люди задают много вопросов, пишет автор сайта Fast Company Стефани Воцца. Она показывает, что это способ обратить себе на пользу незнание чего-либо. Многим людям бывает неудобно спрашивать о чём-либо других. Редакция vc.ru перевела материал Fast Company о том, почему не следует стесняться и задавать вопросы в бизнесе.

«Иногда стыдно показывать, что вам непонятно сказанное. Вы опасаетесь показаться некомпетентным, но это на самом деле не так. Исследования показывают, что пытливых людей, как правило, считают более умными и вовлечёнными в общее дело», — говорит заместитель директора центра мотивации Колумбийской школы бизнеса Хайди Хальворсон.

b363d3304275e3.png

Глупых вопросов не бывает, уверена автор книг о бизнесе Дайен Гризель: «Когда вы знакомитесь с новой задачей, когда существует угрозу чьей-либо безопасности, когда речь об инвестициях или о вашем здоровье — спрашивайте что угодно».

Главное — ставить вопросы, ответы на которые помогут улучшить вашу продуктивность, считает автор книги «Начни. Врежь страху по лицу, перестань быть нормальным и займись чем-то стоящим» Джон Акафф. Он рекомендует перед совещаниями заранее готовить хорошие вопросы другим участникам. «Это не только располагает быть в курсе повестки, но и позволяет вести предметный разговор и узнавать что-то новое», — уверен публицист.

Некоторые вопросы могут вызвать прорыв и вдохновить на перемены, а некоторые — наоборот ведут в застой и упадок. Разница в том, с какой позиции ставится вопрос — с позиции человека, который желает что-то узнать, или же желает осудить, полагает основатель Inquiry Institute Мэрили Адамс.

«Вопросы, которые ставят люди, желающие что-то узнать, характерны непредубеждённостью, любопытством, они творческие. Такие вопросы способствуют развитию и открывают возможность, ведут к открытиям, пониманию и решениям», — рассуждает Адамс. Она приводит в пример несколько вопросов обоих типов. Стремящийся к знанию человек спрашивает: «Каковы мои цели? За что я ответственен? Как я могу помочь? Чего хотят наши клиенты?»

Те, кто хочет не узнать, но осудить, ставят вопросы иначе — в узких рамках и более критически: «Кто виноват? Почему мы не преуспеваем?» Такие люди фокусируются на проблемах, а не на их решении, говорит Адамс. Подобные вопросы тормозят прогресс, потому что заранее подразумевают крайне ограниченный выбор вариантов для ответа.

Вопросы первого типа, напротив, расширяют набор доступных опций для решения проблем. «Для людей вполне естественно задавать вопросы обоих типов, но если смотреть на вещи лишь в критическом ключе, то результаты страдают», — отмечает эксперт.

Заканчивайте каждое совещание вопросом

Постановка вопросов, помимо всего прочего, позволяет прояснить ожидания и убедиться, что у присутствующих имеется взаимопонимание. Даже если мысль коллеги кажется понятной, есть ненулевая вероятность, что на самом деле это не так, указывает Хайди Хальворсон. Корень этой проблемы лежит в плоскости явления, которое психологи называют иллюзией открытости.

«Мы знаем наверняка, что мы думаем, чувствуем и каковы наши намерения. Поэтому создаётся ощущение, что и другим это очевидно. Людям кажется, что они говорят вслух больше, чем есть на самом деле. Поэтому существует вероятность упустить нечто важное, что не было сказано вслух», — рассуждает Хальворсон. Она советует изложить собеседнику своё восприятие сказанного им: «Ладно, если я всё правильно понял…» Это позволит избежать недопонимания.

Устраивайте мозговые штурмы, целиком состоящие из вопросов

В большинстве компаний принято устраивать мозговые штурмы в поисках решения той или иной задачи. Руководитель Центра лидерства Массачусетского технологического института Хал Грегерсен рекомендует также практиковать штурмы, в ходе которых участники будут исключительно формулировать вопросы, касающиеся стоящей перед ними задачи.

«Когда людям до чего-то есть дело, когда они много об этом думали, но зашли в тупик, это именно та ситуация, в которой стоит сделать шаг назад и устроить мозговой штурм с постановкой вопросов», — говорит эксперт. Он советует предложить команде сформулировать 50 вопросов на заданную тему. Примерно на 25-м вопросе начнутся сложности.

«Я наблюдал это сотни раз по всему миру. Участники говорят, что вопросов больше нет. Не останавливайтесь, упорное движение вперёд иногда позволяет сформулировать великолепные вопросы», — говорит Грегерсен. Чем больше вопросов придумано, тем больше шансов поставить именно те вопросы, которые и нужны. А значит — найти нужные ответы, резюмирует эксперт.

©  vc.ru