«Гильдия дизайнеров» и глобальная команда тестирования: как Spotify систематизировал дизайн-принципы
Дизайн-директор музыкального сервиса Spotify Стэнли Вуд опубликовал в своём блоге на Medium заметку, в которой рассказал о том, как он и его команда в течение четырех лет перестраивали систему и принципы дизайна в компании.
Редакция vc.ru выбрала самые интересные моменты материала.
«Дизайн не масштабируется» — тезис, который волнует меня последние четыре года. Когда я только присоединился к команде Spotify в 2012 году, меня поразил уровень несогласованности и фрагментированности. Цветовые схемы, макеты, виды взаимодействий — всё работало по-разному в разных частях сервиса. Когда я начал обсуждать это с командой, то понял, что и они находятся в таком же состоянии. Мы пришли к выводу, что положение дел в продукте отражает общее состояние сотрудников. Тогда впервые произнёс эту фразу: «Дизайн не масштабируется», — пишет автор заметки.
![]()
Как отмечает Стэнли Вуд, с тех пор он не раз задумывался над произнесёнными словами. «Дизайнеры Spotify работают над множеством проектов, живут в разных часовых поясах, у каждого собственное расписание и заботы — у нас просто не было шансов. Я углубился в редизайн и старался не думать о масштабировании. Но это не работало».
Спустя год после начала работы в Spotify, говорит дизайнер, он поставил перед собой задачу найти решение и понять, можно ли на самом деле масштабировать дизайн. «Это стало моей личной миссией», — вспоминает он. «Передо мной стоял вопрос: может ли распределённая команда специалистов, работающая в разных часовых поясах, над разными и зачастую конкурирующими проектами, создать связный пользовательский опыт».
Принципы
Первым делом Вуд решил выявить основные принципы, на которые полагалась дизайн-команда Spotify при проектировании. «Обратная связь по каждому проекту основывалась на личном мнении того конкретного дизайнера. Не существовало общих правил, на которые мог бы ориентироваться любой сотрудник», — объясняет Вуд.
Сформулированные командой принципы звучали так:
- контент — на первом месте;
- жизнь;
- осознанность (be familiar);
- делать меньше;
- аутентичность;
- умеренность.
![]()
Теперь все дизайнеры компании ориентировались на эти принципы — как при проектировании, так и при разборе работ своих коллег. Команда постаралась связать принципы с областью, в которой работает компания, и основными ценностями Spotify — именно это, по словам Вуда, заставило систему заработать.
![]()
Гайдлайны
«Вскоре стало ясно, что самая сложная часть — поддержка и масштабирование разработанных принципов», — пишет Вуд. В 2014 году команда компании создала систему документации Global Language for a Unified Experience (GLUE, «клей»), которая описывает все стили, компоненты, шаблоны и другие элементы дизайна, которые используют в Spotify. Вся документация доступна любому сотруднику компании на внутреннем сайте.
![]()
«Впервые в истории Spotify у нас появилось единое видение всех интерфейсов, общие правила и принципы, по которым мы могли работать дальше. Сделано это было для повышения согласованности и эффективности проектирования, кроме того, такая система помогла связать дизайнеров и разработчиков», — объясняет автор заметки.
Помимо гайдлайнов команда Spotify разработала набор инструментов проектирования, которыми могли пользоваться сотрудники компании. Это помогло запустить в организации сразу несколько новых проектов, пишет Вуд, а работа над этими проектами показала, чего не хватает гайдлайнам и разработанным инструментам. Кроме того, сотрудникам пришлось договориться о том, какие посторонние инструменты они будут использовать в дельнейшем (Photoshop, Illustrator и так далее) для проектирования и как будут обмениваться файлами друг с другом.
Вскоре мы поняли, что на поддержание системы уходит слишком много сил. Тогда мы сформировали отдельную команду, которая постоянно занимается обновлением гайдлайнов и поддержкой GLUE в актуальном состоянии.
Новая команда общается с дизайнерами компании, выявляет их потребности и помогает в решении споров. В её состав также входят разработчики, которые описывают принятые решения в программном виде — создают шаблоны кода для iOS, Android и веб-версии Spotify.
![]()
Гильдия дизайнеров
Ещё одна проблема, которая встала перед командой Spotify — сложности с общением дизайнеров внутри компании. «Находясь в подобных условиях, легко выпасть из контекста и забыть, чем занимаются коллеги», — объясняет Вуд.
Тогда внутри стартапа появилась «Гильдия дизайнеров». Раз в неделю представители GLUE и по одному дизайнеру от каждого направления Spotify собираются вместе, и в течение часа обсуждают собственные задачи и проекты, а также их влияние на работу других подразделений. Если между представителями направлений возникают конфликты, для их обсуждения организуют отдельные совещания. Сотрудники GLUE делятся обновлениями в гайдлайнах и инструментах для разработчиков.
Тестирование
Как отмечает Вуд, даже несмотря на все нововведения, команде оказалось сложно поддерживать единство и согласованность в дизайне. Для того, чтобы решать появляющиеся проблемы, в компании было сформировано глобальное подразделение, занимающееся тестированием дизайнерских решений — Global Design QA.
В состав нового направления вошли дизайнеры из офисов компании в Стокгольме, Гетеборге, Лондоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Тестировщики Spotify обучили этих дизайнеров пользоваться специальными инструментами вроде баг-трекера Jira, а также рассказали, как тестировать сервис на всех устройствах.
![]()
Команда также определила основные критерии качества дизайна. «Раньше мы руководствовались принципом «ты поймешь, что дизайн качественный, когда увидишь его». Теперь тестировщики руководствуются определёнными правилами», — объясняет автор заметки. Он приводит список вопросов, которые должен рассмотреть член Global Design QA при тестировании того или иного решения:
- Тон. Слышен ли голос бренда?
- Является ли интерфейс доступным для всех пользователей?
- Действительно ли пользователю нужна конкретная функциональность?
- Эмоции. Приятно ли использовать сервис? Чувствуется ли, что разработчики позаботились о клиенте?
© vc.ru
