Гаюи и Брайль: изобретатели, подарившие слепым возможность читать
Потерпев поражение в очередном Крестовом походе, французский монарх Людовик IX пришел к выводу, что Бог решил преподать ему урок смирения. В результате среди других благотворительных мероприятий он в 1260 году основал и парижский приют для слепых Quinze-Vingts («Триста»), первыми постояльцами которого якобы стали 300 ослепленных сарацинами рыцарей. Более чем пять столетий спустя, 14 сентября 1771 года, на улицах Парижа восемь актеров и музыкантов давали уличное представление. Окончив спектакль, актеры сняли маски, и зрители опешили, узнав слепых постояльцев Quinze-Vingts. На одного из зрителей, Валентина Гаюи, эта сцена произвела огромное впечатление: он впервые всерьез задумался, каково приходится слепым в мире зрячих. Вторым толчком послужил такой случай: в 1784 году, выходя из церкви после службы, он подал монетку слепому мальчику-попрошайке, а тот назвал ее номинал.
Осознав, сколько информации может получить слепой человек с помощью осязания, Гаюи, талантливый лингвист, педагог и королевский переводчик, говорящий на десяти языках, предложил мальчику стать его учеником — и уже через полгода с гордостью представил членам Королевской академии наук 12-летнего Франсуа Лезюера, читающего на ощупь рельефные деревянные буквы. Вскоре в основанной Гаюи школе было уже 48 учеников. А в 1806 году по приглашению императора Александра Первого Гаюи приехал в Россию, чтобы организовать «Санкт-Петербургский институт рабочих слепых».
В 1809 году в городке Кувре в семье шорника родился Луи Брайль. В возрасте трех лет, играя с инструментами своего отца, он повредил глаз шорным ножом и менее чем через год полностью потерял зрение. Тем не менее это совсем не помешало ему получить нормальное (насколько это было возможно) начальное школьное образование, а в возрасте десяти лет он поступил в организованную Гаюи школу в Париже. Для обучения использовались книги с рельефным шрифтом, они были дороги, и их было мало. В школе Брайль узнал о новой разработке капитана Шарля Барбье, который предлагал для французской армии метод «ночной коммуникации» с помощью ощупывания выбитых на толстой бумаге точек и тире — для случаев, когда нельзя было зажигать свет из соображений маскировки, или для чтения в дыму.
Правда, армейский вариант был весьма несовершенным и слишком сложным: каждая буква содержала 12 элементов — точек и тире. Но Брайль понял всю перспективность этого подхода и решил усовершенствовать код, обратившись к Барбье за поддержкой и советом. Военный принял его весьма холодно: он не желал выслушивать предложения от 14-летнего юнца, да к тому же еще и слепого. Так что пришлось Брайлю работать над новым алфавитом в свободное от учебы время. В 1824 году, в начале нового учебного семестра, он представил одноклассникам и директору школы свою разработку — шрифт из 33 букв, состоящих из двух вертикальных рядов по три точки в каждом. Шрифт Брайля приняли не сразу, однако постепенно он нашел путь к сердцам и умам слепых людей: во Франции он был признан официально в 1854 году, через два года после смерти изобретателя, а вскоре его приняли в качестве стандарта и другие страны.