Финансовый анализ: о каких проблемах бизнеса говорят цифры и как их решить
Отрывок из книги Снежаны Манько «Как навести порядок в финансах компании».
Кассовые разрывы
Кассовый разрыв — временный недостаток денежных средств, когда у бизнеса недостаточно денег, чтобы оплатить текущие обязательства (выплатить зарплаты, сделать закупку товаров и услуг, заплатить налоги и так далее).
Кассовые разрывы можно спрогнозировать, посчитать. Мы видим их в платежном календаре, когда планируемый остаток денег на какую-то из дат отрицательный. О них свидетельствует баланс, когда коэффициенты ликвидности ниже рекомендуемых значений. Как управлять кассовыми разрывами?
- Финансовый цикл. Управлять финансовым циклом так, чтобы деньги, которые вам нужно выплачивать, приходили вовремя.
- Овердрафт. Это не самый дешевый способ (банк возьмет комиссию), но как инструмент его можно использовать. Компания с банком заключает договор овердрафта, согласно которому при отрицательном остатке на счете банк финансирует компанию. При нехватке денег платежи не остановятся, а будут совершаться за счет средств овердрафта. Аналогия — кредитная карточка. При поступлении денег на ваш счет они будут списаны на погашение овердрафта.
- Бартер. Договориться с поставщиками об обмене услугами или товарами. Популярность бартера особенно возрастает в кризисные годы. Когда денег становится меньше, они стоят дороже. Подумайте, с кем из ваших поставщиков можно рассчитываться бартером? Например, вы им рекламу, они вам — товар.
Кассовые разрывы не так опасны для бизнеса, как «дыра» в капитале (отрицательный капитал), которую мы рассмотрим дальше.
Отрицательный капитал
Ситуация, когда в бизнесе обязательств больше, чем активов. Видим мы это в управленческом балансе (в разделе «Капитал»).
При этом в компании может хватать денег на текущие расчеты, но обязательств у нее больше, чем активов. Эти деньги — предоплаты Как навести порядок в финансах компании по старым.
То есть компания прибыль еще не заработала, а деньги уже потратили или забрали как дивиденды.
Основные причины образования отрицательного капитала — некачественный менеджмент, непонимание финансов компании, неграмотное управление ими. Отрицательный капитал — это признак банкротства компании.
Нужно срочно принять меры по устранению этой ситуации, например такие:
- Ускорить сроки выполнения обязательств по полученным от клиентов предоплатам (чтобы эти суммы стали доходом компании, а не обязательствами).
- Обеспечить быстрые сделки, которые принесут прибыль и деньги. Возможно, «продать что-нибудь ненужное».
- Перестать выводить деньги из бизнеса (дивиденды), пока компания не станет финансово устойчивой.
- Сократить расходы компании (кроме расходов на рекламу и продвижение, которые обеспечивают продажи), чтобы не увеличивать убыток.
- Пополнить капитал компании средствами учредителей (в крайнем случае).
Пример
Обратите внимание! Если просто начать продавать больше новых долгосрочных проектов, не выполняя старые, ситуация не изменится, в компанию будут поступать деньги и одновременно обязательства по оказанию услуг.
Например:
Деньги: +1 млн рублей. Авансы полученные: +1 млн рублей. Капитал как был отрицательным, так и остался.
Ситуация изменится только в том случае, если при этом вы выполнили старые обязательства на сумму более 1 млн рублей, например на 1,2 млн рублей (понеся при этом затраты на их выполнение в сумме 300 тысяч рублей).
Нераспределенная прибыль: +1,2 млн рублей. Авансы полученные: –1,2 млн рублей. Незавершенные проекты: –300 тысяч рублей. Нераспределенная прибыль: –300 тысяч рублей.
Итого новый баланс (фрагмент):
Кейс «Убыточный бизнес при росте продаж» (дивиденды из незаработанной прибыли)
Компания «Регистратор» работает на рынке уже два года. Занимается регистрацией объектов интеллектуальной собственности (торговые марки, лицензии). Продажи из месяца в месяц стремительно растут. Деньги поступают на счета. Владельцы радуются и каждый раз забирают дивидендами все больше и больше.
На дату Х мы составили баланс бизнеса: расписали все активы (имущество, деньги, задолженность клиентов и прочее) и обязательства (задолженность перед сотрудниками, клиентами, кредиторами) компании. Обязательств оказалось на 20 млн рублей больше, чем активов, это значит, что капитал бизнеса отрицательный, бизнесу нечем рассчитаться по своим долгам, по сути, компания — банкрот.
Как так получилось?
В компании не велся учет прибыли, владельцы знали, сколько приходило и уходило денег, но сколько зарабатывала компания — нет. Услуги — длинные (срок оказания 3–6 месяцев). При работе по пред оплатам деньги, полученные от клиентов, — это обязательства компании оказать услуги или вернуть деньги (если услуга не оказана), доходом компании эти деньги становятся, только когда работа сдана, услуга оказана.
Выводить деньги (выплачивать дивиденды) можно только из заработанной прибыли (после выполнения обязательств). Владельцы не задумывались об этом, тратили деньги на нужды компании (ежемесячные расходы) и забирали денег из бизнеса гораздо больше, чем бизнес их заработал, то есть присваивали деньги.
Как такой бизнес остается на плаву?
Деньги от новых поступлений (новые продажи) направляются на выполнение старых обязательств.
Что делать в таком случае?
Максимально быстро и с минимальными усилиями завершать работы по ранее полученным предоплатам (так обязательства станут заработанными деньгами). Менять политику вывода дивидендов (выплачивать, только когда прибыль заработана). Составить финансовый план по выходу на целевые показатели прибыли (сколько будет сдано работ в месяц, какими будут расходы месяца, какой будет результат). Отслеживать не только деньги, но и прибыль. Признавать компанию банкротом (крайняя мера, применяется, если нет возможности выполнить или вернуть взятые на себя обязательства, а кредиторы этого требуют).
Нехватка финансирования
Не краткосрочные кассовые разрывы, а потребность в долгосрочных ресурсах для развития. Если денег в бизнесе нет, их нужно привлекать.
Каждый источник имеет свою стоимость и свои особенности. Нужно считать, что дешевле для компании. Внесение денег в компанию собственником — не всегда хороший вариант. Это может быть для него дороже, чем привлечение денег для компании со стороны (в банках, у дружественных компаний и др.).
В качестве источника привлечения средств также можно рассматривать государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, по которым можно получить субсидии и льготное финансирование для развития определенных видов деятельности.
Свободные средства
Компания имеет на счетах свободные денежные средства: что с ними делать? Ими нужно управлять, иначе они обесцениваются. В качестве инструментов управления можно использовать:
- Неснижаемый остаток. Вы заключаете договор с банком, по которому обязуетесь держать на счетах определенный остаток денежных средств, на этот остаток банк начисляет проценты.
- Депозиты. Открываете депозитный счет в банке, размещаете средства на согласованный срок, компания получает проценты.
- Инвестиции. Компания вкладывает в другие проекты, активы, ценные бумаги, выдает займы под проценты другим компаниям либо сотрудникам.
- Предоплата поставщикам. Применимо, если это мотивирует их работать быстрее и лучше или поставщики дают преференции по ценам.
- Выплата дивидендов. Если эти деньги — заработанная прибыль, если они не понадобятся бизнесу в ближайшее время и собственники планируют распорядиться ими как личными финансами с целью получить более высокий доход, чем получила бы компания, управляя ими.
Затоваривание склада
Когда остатков на складе больше, чем нужно компании, снижены коэффициенты оборачиваемости, а отдельные хранящиеся позиции медленно реализуются или потеряли товарную ценность, улучшить ситуацию помогут следующие меры.
- Выявить неликвиды. Провести инвентаризацию, продать лишнее, разработать план продаж, посчитать ваш необходимый минимальный остаток, спланировать закупки. Без плана сложно говорить о каком-то уровне остатков на складе, который необходимо поддерживать.
- Оптимизировать склад. Когда склад компании приводят в порядок, зачастую остаются свободные площади, которые используются неэффективно. Просто сдав их в аренду, вы получаете дополнительный доход.
- Чтобы минимизировать складские запасы, устанавливаем лимит, анализируем продуктовую линейку, работаем с теми товарами, которые быстрее оборачиваются.
Просроченная дебиторская задолженность
Если у компании низкие коэффициенты оборачиваемости дебиторской задолженности, большая доля просроченной задолженности, большие суммы остатков задолженности при нехватке денежных, рассмотрите следующие меры.
1. Назначение ответственного сотрудника. Если такового в компании нет, скорее всего, будет проблема с неоплаченной задолженностью. Ответственный сотрудник контролирует этот показатель, и его система мотивации привязана к показателю собираемости задолженности.
2. Политика работы с дебиторами. Пропишите регламент для сотрудников: если клиенты стратегически важные, с ними принята такая-то политика работы, иначе — другая. Сегментируйте клиентов, для каждой группы пропишите следующие моменты:
- предоплата или постоплата, предусмотренный процент предоплаты;
- штрафные санкции в договорах за задержки оплат;
- на какой день задолженность считается просроченной и что делать в таком случае (звонок–письмо–встреча).
3. Факторинг. Вы можете продать свою дебиторскую задолженность. У вас есть выставленные счета, завершенные сделки, работу вы сдали, товар отгрузили, свои обязательства выполнили, клиенты вам должны, но не платят. Есть специальные организации, которые купят такую задолженность и сами соберут деньги с клиентов.
Эта услуга стоит определенных денег, но компания сразу получает денежные средства, которые может использовать в своей работе и приумножить их, не дожидаясь, когда клиент заплатит, и не привлекая дополнительное заемное финансирование, тоже не бесплатное.
4. Бартер. Вы принимаете от клиентов оплату их услугами и товарами.
Нереализованная «бумажная» прибыль при отсутствии денег
Если отчетность показывает недостаточную прибыль или и вовсе убытки, необходимо работать над управлением финансовым результатом, о чем мы и поговорили ранее.
Рассмотрим ситуацию, когда вы читаете отчет о прибылях и убытках и видите прибыль за месяц, изучаете отчет о движении денег —, а денег на счете на конец месяца практически нет. Почему так бывает и что нужно делать?
- Дело в дебиторской задолженности. Вы признали выручку по факту сделанной отгрузки продукции, оказанных услуг, выполненных работ (метод начисления), а деньги еще не собрали. Для получения денег нужно работать с задолженностью, собрать оплаты.
- Дело в выданных предоплатах на покупку активов. Прибыль, заработанную в этом месяце, компания направила на приобретение активов, деньги ушли, но это еще не расходы, а товары на складе, основные средства или выданные предоплаты поставщикам — вложения в активы.
- Погасили долги. Полученная прибыль и соответствующие деньги ушли на погашение долгов (привлеченных кредитов и займов), которые не являются расходом компании.
Если ситуация обратная: деньги в остатке есть, на счетах все хорошо, — вы смотрите отчет о прибылях и убытках, а там у вас убыток — о чем это говорит? Что это за деньги на счете?
- Это предоплаты. Вы собрали деньги, они физически есть, но вы их еще не отработали, не заработали, то есть выручки (в отчете о прибылях) нет или недостаточно, чтобы покрыть расходы периода.
- Это привлеченное финансирование: компания получила деньги, привлекла займы, но еще ничего не заработала.
- Это кредиторская задолженность. Вы начислили все расходы за месяц (в отчете о прибылях и убытках), но еще их не оплатили. Деньги на счетах уйдут на погашение расходов.
Если в компании внедрена система отчетности, вы легко найдете связь между денежным потоком и финансовым результатом и примете меры для того, чтобы прибыли хватало и на реинвестиции в бизнес, и на выплаты дивидендов владельцам.
#библиотека
© vc.ru