«Это всё ещё премиальная услуга» — The New York Times о том, почему у сервисов доставки не получается зарабатывать

Газета The New York Times изучила положение, в котором находятся американские стартапы, специализирующиеся на доставке еды и других товаров. Выяснилось, что компаниям приходится экономить и сокращать расходы. Редакция vc.ru публикует перевод материала NYT.

DoorDash — один из множества стартапов, разрабатывающих приложения, через которые можно заказать доставку еды. Компания пользуется услугами водителей-подрядчиков, таких как Брайан Наварро. Проблема в том, что найти таких работников — сложно. Около четырех месяцев назад Брайан начал выполнять заказы в Лос-Анджелесе для DoorDash и еще одного стартапа, специализирующегося на курьерских услугах, Postmates.

84256d66c6494e.jpg

Брайану Наварро 40 лет, он раньше выполнял заказы для Uber и Lyft. Он рассказывает газете, что знает множество водителей, которые в разное время сотрудничали с компаниями вроде DoorDash, но бросили это дело. «Среди водителей большая текучка. В общем случае они работают в одном месте от трёх до шести месяцев», — говорит курьер.

Эта текучка обходится DoorDash дорого. По данным NYT, многие водители отказались сотрудничать с компанией меньше чем через год после того, как начали. Стартап вынужден платить водителям премии, когда те приводят работать своих знакомых. С такими же проблемами сталкиваются Postmates и служба доставки продуктов Instacart.

На самом деле головной боли у таких стартапов гораздо больше. Этот сектор в последние годы были одним из самых быстрорастущих. Инвесторы исходили из того, что компании начнут преуспевать, как только вырастут до внушительных размеров. Стартапы, занимающиеся доставкой, с начала 2014 по середину 2015 года в США привлекли $730 миллионов инвестиций, пишет издание.

Теперь их создатели, а также инвесторы, начинают понимать, что экономика подобных предприятий совсем не проста. Сервис доставки органических продуктов Good Eggs в августе 2015 года уволил 100 человек и закрыл все офисы кроме головного. Instacart сократил 12 кадровиков и объяснил, что это часть общего плана по приостановке найма сотрудников. DoorDash пытался привлечь дополнительное финансирование, но получил отказ от нескольких венчурных фондов.

Проблемы происходят из высоких операционных расходов таких стартапов, которые, как правило, выступают посредниками между потребителями и ресторанами или магазинами. Компаниям приходится содержать большое количество водителей, а также сотрудников, которые обрабатывают заказы из приложения и затем вручную обзванивают рестораны и магазины. При этом надо как-то привлекать клиентов. Для этого большинство компаний выставляют соблазнительные цены и предлагают разные скидки, например, бесплатную доставку для новых клиентов.

Опыт DoorDash показывает, что со временем расходы необязательно сокращаются. Водителям платят за каждую доставку, и им бывает сложно совершить достаточное число поездок, чтобы эта работа получилась экономически оправданной. А когда они увольняются, компании приходится снова тратить деньги на найм новых работников.

Услуги таких стартапов не всегда выглядят доступными и для потребителей. Цена услуги складывается из стоимости доставки, сервисных расходов и, как правило, чаевых для курьера. В Нью-Йорке, Денвере, Атланте, Сан-Франциско и других городах это отсекает от сервиса многих потенциальных клиентов в силу уровня их достатка.

«Компании, которые занимаются доставкой, зависят от высоких тарифов, и это делает их услуги неприемлемо дорогими для среднего потребителя», — цитирует The New York Times аналитика Morgan Stanley Дина Приссмана.

Некоторые инвесторы думали, что у специализирующихся на доставке стартапов есть шанс ворваться на сравнительно неосвоенный рынок с многомиллиардным объёмом — рынок, на который засматриваются Google, Amazon и Uber. Стартапы из сферы доставки стремятся стать операторами для миллионов магазинов и ресторанов, которые сами доставкой не занимаются.

0aa4e10596183d.jpg

Партнёр венчурного фонда Sequoia Capital Альфред Лин в беседе с The New York Times отмечает, что у таких стартапов есть помимо прочего очень ценный актив: данные о потребительских предпочтениях клиентов. «Как только нельзя распорядиться этими сведениями!» — говорит Лин. Он сравнивает DoorDash с Netflix и Amazon, которым тоже на ранних стадиях потребовалось колоссальное финансирование. По его словам, DoorDash сейчас демонстрирует внушительный рост. Sequoia Capital инвестировал как в DoorDash, так и в Instacart.

Генеральный директор сервиса Postmates Бастиан Леманн признаёт, что бизнес требует высоких первоначальных затрат, но утверждает, что в перспективе цены для потребителей будут снижаться. «Это всё еще премиальная услуга. То же было с Uber, у которого в начале были только чёрные машины с высокими тарифами», — говорит Леманн. Его компания привлекла более $100 миллионов инвестиций, указывает газета.

Чтобы снизить цены, Postmates и DoorDash разрабатывают схемы, которые позволят переложить расходы на доставку с плеч заказчиков на рестораны. Стартапы уже сотрудничают с сетями Chipotle, Starbucks и 7-Eleven. Леманн уверен, что в 2017 году Postmates принесёт прибыль.

DoorDash применяет и менее сложный способ снизить стоимость доставки. По данным NYT, в феврале 2016 года компания в одностороннем порядке сократила оплату труда водителей. Если раньше за каждую доставку курьер получал $6, то теперь получает $5 (плюс чаевые). В письме, которое получили водители от DoorDash, говорилось, что эта мера приведёт к росту числа заказов, а, следовательно, и к росту доходов курьеров.

Брайан Наварро говорит, что в час у него получается выполнить два заказа, иногда больше — в обеденное время. Снижение тарифов его расстроило, но пока он планирует продолжать сотрудничество с DoorDash и Postmates, потому что альтернативные варианты еще хуже. «Лучше я буду работать на них, чем на Lyft или Uber», — говорит водитель.

©  vc.ru