Эпохи в цифре: как музеи попали к нам на экраны
Краткая история электронного музея
На самом деле конкретными вопросами музейной информатики специалисты начали заниматься ещё в 1980-х годы. Вот, к примеру, 1985 год, место действия Советский Союз. В Институте переподготовки работников культуры и искусства Минкульта СССР читают экспериментальный курс, посвященный использовании компьютеров в учреждениях культуры. Со следующего года курс лекций «Применение компьютеров в музее» уже включен в программу повышения квалификации музейных специалистов.
В 90-е годы первые персональные компьютеры появляются не только в крупных столичных, но и небольших региональных музеях. В середине девяностых наиболее компетентных российских специалистов в области компьютерной информатики объединяет профессиональный клуб АДИТ (Ассоциация по документации и новым информационным технологиям). В начале апреля 1996 года проходит знаменитая «дарвиновская» конференция «Компьютеризация в музеях» в Москве, а в Санкт-Петербурге в этом же году собирает участников первый Всероссийский симпозиум по философским проблемам виртуальной реальности, где обсуждают «третью природу» электронного музея и рассматривают виртуальную реальность как феномен науки, техники и культуры. В следующие годы аспекты музейной информатики обсуждаются профессиональным сообществом на конференциях в Санкт-Петербурге и Москве, Ярославле и Иваново. На ивановской конференции определяют стратегия развития музеев в сфере информатизации и основные принципы взаимодействия между субъектами информационной деятельности.
Вначале была «цифра»
Внедрение технических новшеств начинается с оцифровки музейных коллекций. Цифровые копии музейных экспонатов становятся основами мультимедийных экспозиций и виртуальных туров, комплексных интерактивных решений и других современных продуктов.
Ценные фонды из музейных коллекций поступают и в государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Только за 2019 год российские музеи передали сведения более чем о четырех миллионах музейных предметах. На страницах каталога можно найти фотографии таких неожиданных экспонатов, как «печать комитета по увековечению памяти Сергея Есенина» и «оттиск печати, принадлежавшей Н.В. Гоголю» — предметы находятся в коллекции Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, фотооткрытку со Светланой Светличной, издания Бюро пропаганды советского киноискусства — коллекция Горнозаводского краеведческого музея им. М.П. Старостина, «брелок сувенирный с изображением барельефа Л.И. Брежнева» из историко-краеведческого музея Набережных Челнов. Все они являются редчайшими историческими экспонатами, «свидетелями» прошлых эпох. Благодаря музейному фонду каждый желающий может изучить их и получить более ясное представление об историческом прошлом.
Культура цифровая = культура музейная
Сейчас музейное просвещение в сочетании с использованием цифровых решений становится гораздо более увлекательным — возможности трёхмерного пространства преображают экспозиции в восприятии посетителей всех возрастов. Современные технологии широко используют в своей повседневной работе такие естественно-научные музеи, как Дарвиновский и Политехнический, Биологический музей имени К.А. Тимирязева. 3-D сканер и принтер позволили Дарвиновскому музею воссоздать древних обитателей нашей планеты, а датчик Kinect помогает цифровым копиям бюстов неандертальцев «реагировать» на эмоции посетителей.
Политехнический музей
От «продвинутых» коллег не отстают многие региональные краеведческие и другие музеи — можно назвать «Музей пермских древностей», «ожививший» Пермский период. Посетители музея-усадьбы «Ясная Поляна» знакомятся с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстова с помощью аудиогида, причем текст экскурсии читает праправнук писателя Владимир Толстой. Таких примеров можно привести множество.
Что касается виртуальных экскурсий, то подобными цифровыми продуктами посетителей удивить уже нелегко. Напомним, что Государственный музей им. А.С. Пушкина запустил такую программу в 2016 году, и на выставки в интернете уже не первый год приглашают Третьяковская галерея и Эрмитаж.
На стыке IT и культуры
К числу особенно перспективных форматов музейной экспозиции можно отнести интерактивные решения, где люди принимают непосредственное участие в музейных событиях. Например, в музее истории Екатеринбурга можно полистать интерактивную книгу с «ожившими» страницами. В столичном «Экспериментаниуме» — музее занимательных наук — можно стать участником научного опыта и узнать, что ощущает человек при падении в черную дыру. Фантазия и возможности здесь действительно безграничны, современные технологии становятся стержнем новой философии музейного дела.
При этом это и удобный инструмент для дальнейшего совершенствования музейной среды, где уже изменились даже способы ведения диалога с посетителями. Судите сами: на смену социологическим опросам и книгам посетителей пришли идеоаналитика и трекинг, айтрекинг исследования и другие методики. Неудивительно, что в работе музейных конференций принимают активное участие представители компаний-разработчиков информационных технологий, становящие полноправными партнерами музейного сообщества.
Для наглядности приведём ещё один пример — внедрение беспроводной среды Cisco Музеем русского импрессионизма. За новые возможности участников экскурсий «отвечает» интеллектуальный мобильный аудиогид, а музей располагает новыми возможностями для сбора уже упомянутой аналитики о перемещении посетителей. Эти данные в дальнейшем используются для дальнейшего улучшения работы музеев.
Музей русского импрессионизма
Новый мультимедийный мир
К числу глобальных проектов, безусловно, относится и созданный Министерством культуры РФ проект Artefact — активно развивающийся мультимедийный путеводитель по различным музейным коллекциям. С помощью этой бесплатной платформы музеи получают новые возможности для создания современных цифровых продуктов. Виртуальные выставки и аудиогиды, интерактивные экспозиции и мобильное приложение — разработчики помогают музеям адаптировать экспонаты под формат дополненной реальности. Участниками программы становятся различные музеи по итогам конкурсного отбора в рамках национального проекта «Культура», а Artefact -базовым инструментом для учреждений культуры и удобным сервисом для посетителей.
«В нашем приложении Artefact меткой является само изображение, которое распознается машинным зрением: с полотна, экрана или даже спичечного коробка. Достаточно иметь только смартфон с камерой. Приложение скачивается бесплатно», — поясняет Вадим Ваньков, директор департамента информационного и цифрового развития Минкультуры России.
Проект Artefact
Информатика на облаке
В этом году в 150 различных российских музеях проходит исследование, посвященное использованию информационных технологий в различных сферах музейной деятельности. Полученные данные позволят главному стратегу цифровой трансформации музейной среды — Совету по цифровому развитию музеев при ИКОМ России — определиться с дальнейшими планами по развитию того, что пару десятков лет назад называлось «музейной информатикой». В нынешнем десятилетии речь идёт уже об облачных системах, искусственном интеллекте и других технологических решениях.
По итогам этого исследования станет понятнее, какие направления можно отнести к числу особенно перспективных. А пока давайте пофантазируем, как ещё преобразятся музейные пространства.
Обсудить 0