Эксперт: Дивиденды от ЧМ 2018 по футболу нужно считать иначе
Международные event-мероприятия стимулируют экономический рост за счет развития культурной составляющей
«Споры о рациональности проведения ЧМ по футболу в России идут уже долгие годы. Некоторые специалисты утверждают, что вложения в размере 638 млрд рублей никогда не окупятся. Если говорить о краткосрочной перспективе, то это так. Разовый туристический приток даже межнационального масштаба не способен за один месяц окупить инвестиции, но, как любая пиар-акция, подобные мероприятия имеют отложенный эффект. Уже сейчас потраченные деньги начинают приносить первые плоды за счет стимулирующего эффекта инвестиций в культуру нашей страны. Через некоторое время они повлияют и на экономику в лучшую сторону. По моим оценкам, это не менее 100 млрд рублей в год на протяжении 3–5 лет. Часть из них — прибыль от использования появившейся инфраструктуры социального значения (жилищной, медицинской, транспортной, коммунальной и т. д.). Часть — от увеличения туристического потока. Часть — от внутренних преобразований, произошедших во время проведения ЧМ.
Здесь работает то же правило, что при организации корпоративных мероприятий локального масштаба. Всегда найдутся скептики, которые будут утверждать, что «лучше бы выдали деньгами». Но руководство при помощи ивентов эффективно решает целый комплекс корпоративных задач, направленных на развитие структуры в будущем, вместо той одной, которая сделает конкретного сотрудника единовременно на пару тысяч рублей богаче.
Основной толчок экономическому росту, который должен последовать после проведения ЧМ в России, с внешней стороны даст развитие межкультурных коммуникаций, особенно в свете неблагоприятного положения РФ на международной арене, связанного с санкционной политикой, а с внутренней стороны — развитие культуры населения РФ, получившей позитивный заряд во время проведения мероприятия. Исключительно на культурном уровне выгод от проведения ЧМ в России гораздо больше, чем отрицательных моментов, я бы сказал, несоизмеримо больше.
Во-первых, в лучшую сторону меняется отношение к туристам и всей туриндустрии в целом. Не секрет, что Россия считается не самой привлекательной страной для заграничных гостей, во многом из-за слабого развития сервиса и бытующих стереотипов, которыми она окутана за рубежом. Во время ЧМ в любом случае улучшается сервис, и желания снижать его качество уже не появится после; что же касается стереотипов — иностранцы могут увидеть все своими глазами.
Также мероприятия международного масштаба расширяют кругозор как иностранных гостей, так и местных жителей, стимулируя последних на саморазвитие и самообразование. Я уверен, что после проведения ЧМ у россиян резко вырастет уровень владения иностранными языками. Дело даже не в том, что они за месяц выучат что-то локальное, многие из них займутся изучением в последующем, а толчком будет именно чемпионат. Эти знания, бесспорно, пригодятся в будущем, ведь появится возможность их монетизировать: как известно, в стране не хватает специалистов, владеющих даже базовыми иностранными языками.
И последний момент, один самых важных — желание не ударить в грязь лицом перед гостями, настоящими и будущими — будет стимулировать внутренний потребительский спрос, увеличение которого положительно отразится на состоянии экономики.
Казалось бы, где здесь взаимосвязь? На самом деле, она самая что ни на есть прямая. Давайте представим себе человека, который живет один в квартире и не особо следит за порядком, и вдруг к нему собираются прийти дорогие гости. Каким бы неряхой хозяин ни был, он приведет себя и свое жилище в порядок — гости же! Логика здесь очевидна, россияне начнут улучшать себя и свой быт различными способами, в том числе и приобретая новые товары. Гости уедут, но привычка за время их присутствия имеет все шансы закрепиться».
© vc.ru