Добро

Иллюстрация предоставлена компанией Bookeen

В молодости многие ощущения кажутся невероятно сильными, насыщенными оттенками и масштабом. Радость, неудачи — сплошной взрыв эмоций!

Тогда же, в том же юном возрасте, закладывается характер, воспитание, умение сопротивляться обстоятельствам, желание добиваться целей, хочется что-то делать своими руками, а что-то получить как дар с небес, не прикладывая сил и стараний. В молодости очень важно встретить своего наставника, который схватит за ушко и вместо наказания — направит в профессиональное русло, увлечет, покажет другую, реальную сторону жизни, наполнит мир новыми событиями и эмоциями. У кого-то это спорт, у кого-то творчество, у кого-то образование и есть те, у кого на все хватает времени, даже погулять с собакой, хотя бы после вечерней тренировки. Что греха таить, есть также люди, у которых с детства нет никакого желания окунуться в реальность, они замкнуты, и взрослая жизнь к ним приходит несколько позже, приходится наверстывать правила поведения в обществе, знания и профессиональные навыки.

Часть воспитательной среды принадлежит школьному образованию. Не все из учебной программы детям понятно сразу, как раз с эмоциональной точки зрения. Недостаток жизненного опыта указывает на то, что если тема урока не понятна, то она скучная и даже не актуальна сейчас и в будущем. Много детей уверены, что «тангенсы», «корни», «квадраты», «синусы» и прочее — им никогда не понадобятся в жизни и достаточно уметь считать мелочь в кошельке. Не всем в образовании можно насладиться, но главное — непонятно, что в этом так интересно взрослым, если они заставляют читать и учить стихотворения на память, приводят своё детство в пример. Дети же видят последствия их взросления, оценивают их со своей точки зрения и не очень доверяют плохо одетому учителю.

Действительно, многие школьники попросту не понимают такие произведения как «Мертвые души» или «Вишневый сад». Всё приходит с годами! Молодой человек приобретает опыт и знания, поэтому у каждого свой возраст созревания.

Самое интересное, что чистота речи и глубина смысла сказанного или услышанного также становятся, не то чтобы, понятнее во взрослом состоянии, сколько легче распознаются значения и глубина. Слова в песнях, стихах и просто книгах звучат в сознании несколько иначе. Эмоции человека перестают быть потоком сознания, и появляется ощущение к нюансам в общем потоке информации, как нот, звуков, отдельных ударений на фразах, красоты слов и значений.

У «православия» есть интересная черта в определениях ценности души — очень важно бороться с пороками, читай с «грехами», не только снаружи, но и внутри, в душе, внутри себя. Совладать с темными мыслями невероятно сложно! Можно заставить себя не лгать окружающим, но еще сложнее не обманывать себя. Можно и нужно жить в добре, но как же сложно мыслить светло и ясно! И это как раз тот случай, когда фразы «не возжелай», «не прелюбодействуй», «почитай родителей своих» и прочее, на самом деле относится не только к поступкам, но и к осознанию внутри себя, в душе. Это всё внутренняя работа души. «Добрый человек», прежде всего, таковым является внутри себя. Поэтому, не имея возможности задумать зло, он творит добро, в том реальном мире, в котором живет внутри себя, отражая последствия на людей снаружи.

О ценности книги можно говорить вечно. Это часть качества, которая складывается не только коммерческим успехом, не только деньгами, трудом и славой автора, но и той составляющей духовной части, которая находится внутри содержания. Тело и душа книги, которые можно создать не только авторским трудом, но и умыслом.

Сложно сказать, кто и как решает, какие книги надо включить в школьную программу, а какие нет и почему. Есть, конечно, чиновники, которые решают такие задачи на короткой исторической дистанции. Если посмотреть назад на десятилетия, то основная масса литературы, истории, технических приемов обучения всё время трансформируется. Когда-то хотели вставить в образовательный процесс произведения Мандельштама, Высоцкого, Солженицына и в коротком диапазоне времени это действительно удавалось, чаще по политическим соображениям.

Образование, как и взросление, это еще не рельсы будущего пути, а всего лишь станция отправления. Аналогия вполне нормальная, если понимать изначально — куда предполагается путешествие и какой протяженности. Кто-то начинает путь по рельсам, а кто-то оказывается в колее и в сплошном бездорожье, хотя была возможность поехать в верном направлении и даже с комфортом.

Образование через методы и книги — является работой с молодой душой человека, хотя воспринимается как нагрузка на тело. В такой ситуации довольно сложно разрабатывать методы, если пустой сосуд для души начинает лениться и не впитывает знания, имеет возможность отказаться от конкретных предметов, учителей, школ, внеклассных занятий, да и самих уроков.

Кто бы ни составлял планы и список литературы в школе — это часть создания опыта доброты в душе целого поколения. Нравственность — это характерная совокупная черта добра и ума, которые складываются через душу людей в форму общественной морали, следовательно, жизни.

К сожалению, мы имеем горький опыт, когда среди молодых людей вырастало поколение «детей войны», не имевших возможности учиться.

Та мнимая реальность, которая совпадает с самосознанием присуща и мирному поколению. В этом случае также важно посеять добро в душе раньше, чем злоба, страх, разрушительная самоуверенность захлестнет воображение и станет повседневной нормой.

Книга — часть воспитательной среды и влияет на развитие воображения. В последнее время она теряет свою «ценность» на фоне информационных технологий и даже в сравнении с игровыми и развлекательными сегментами рынка. Сейчас большое количество молодых людей не обладает базовыми знаниями и при необходимости обращается за информацией в Интернет, но вместо полезных данных получает любые, так как не ориентируется в достоверности.

Чтение книги вырабатывает стойкое определение морали. Много книг посвящено негативной информации — войне, убийствам, насилию и прочему. Но даже в этой среде большинство людей учатся ориентироваться. Посудите сами, ведь мало кому интересен детектив, если преступление в нем не раскрывается. Мало того, есть еще и авторский почерк, например, старая сводница Агата Кристи любила завершать свои романы счастливой романтической концовкой. Таким простым способом автор внушал своим читателям ощущение удовлетворения от хорошей концовки. Это имеет силу в воспитательном процессе во время чтения.

Если говорить о том, что книга уступает лидерство информационным технологиям — Интернету, телевидению, кино, сериалам, то надо разобраться в уровне воздействия на воображение человека. Например, каким бы сильным ни был просмотренный фильм, в нем все заранее определено авторами — герои, их голос, антураж и прочее. Книга дает повод вообразить всё это. Это некая форма творчества сознания. С опытом внутреннее представление сюжета становится ярче и динамичнее.

Хочется ещё раз повторить известную фразу: «обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека». Чистота нравственности зависит не только от поступков, но и от каждодневного труда души, она не должна лениться и обманывать себя.

Конечно, проще всего мечтать о каких-то навыках или богатствах, при этом ничего не делая для достижения результата. Аналогично можно сказать о душе, будто это мышца, которую можно натренировать физическими упражнениями. Можно порассуждать в том направлении, где работа души непосредственно связана с параллельной работой тела. Чтение книг не исключение. Душа должна вдохновлять тело!

Можно и нужно читать то, что написано в Интернет для расширения познаний, но тот, кто постоянно ищет различные рецепты по любой тематике может легко понять, что разобраться в том, какой именно вариант является рабочим довольно сложно без базовых знаний. Трудно без подготовки понять, как сложить галстук, приготовить борщ, растопить баньку, кто должен и может первым подать руку своему собеседнику — для всего нужно понимать очевидную основу: «для чего» и «почему».

Возможность обсуждения каких-либо тем в Интернет наглядно демонстрирует уровень подготовки, знаний и воспитания. Малообразованный человек будет ссылаться на любые статьи, которые, по его личному мнению, отражают истину, слабовоспитанный же подкрепляет «свои знания» безапелляционным определением — только так и никак иначе. Но так же поступают и профессионалы, когда собственные недостатки списывают на то, что кто-то описывает факты за деньги, как бы, ни по доброй воле и не точно. Бывает и такое, но это не отменяет недостатков работы человека, способного утверждать подобное.

Ну и наконец, абсолютно стандартный вопрос школьников — сколько нужно прочитать книг, чтобы стать умным, добродетельным, воспитанным, получить профессиональный опыт?

А разве дело в количестве?

Мы можем за день выпить месячную норму воды, но нам от этого станет только плохо! Книга позволяет создавать резерв знаний, но прочитать всё и сразу невозможно, поэтому к книгам нужно относиться внимательно, выбирать с пользой для души.

Книга позволяет работать над собой. Интернет предлагает примерно то же самое. Но всё это не значит, что прочитанные мысли принадлежат читателю, а не автору. Поэтому, чтобы работать над собой, развиваться — не нужно лениться набирать опыт и умение распознавать истинное добро. Только оно сможет заставить разум вырабатывать собственное мнение, а не впустую переваривать чужое.

Похожие публикации:

  • Эволюция ридера
  • Система сбыта спичек
  • Итоги 2014 года: Состояние рынка
  • Люди больше не читают книг
  • Знания без образования

©  ebook