Что такое групповое мышление и как его избежать
Как может группа умных людей, собравшись, принять совершенно недальновидное и нерациональное решение? Во всем виновато явление группового мышления
Групповое мышление — популярное объяснение того, как группы знающих людей могут принимать ошибочные решения. Суть группового мышления заключается в том, что в группах на их членов могут оказывать психологическое давление, заставляя их подчиняться взглядам лидеров.
Среди примеров группового мышления — решение США вторгнуться на Кубу в 1961 году и решение Coca-Cola запустить «New Coke» в 1985 году. В этих и других известных случаях группы не смогли сделать правильный выбор, даже когда у них перед глазами была вся необходимая информация. Члены групп просто не смогли поделиться своими мнениями и информацией, которая помогла бы избежать неловких или плачевных решений. Вместо этого они положились на лидеров, считавших идею успешной и верной.
Как умные люди могут собраться вместе и в ходе обсуждения прийти к неверным решениям, обладая достаточным количеством данных? Есть три основные причины этого явления. Во-первых, все люди хотят чувствовать свою принадлежность к другим — наш мозг запрограммирован на то, чтобы найти свое племя, людей, с которыми мы единодушны. В любой группе мы хотим чувствовать себя равноправными другим членам и получать их одобрение — сознательно или бессознательно. Один из способов добиться признания и одобрения — найти общий язык с другими. Но когда все участники придерживаются этой цели, они не могут критически рассматривать принимаемые решения, стараясь сохранить гармонию.
Во-вторых, несмотря на то, что несогласие относительно наилучшего решения полезно для групп, так как позволяет принимать взвешенные решения, оно часто выливается в конфликт, который становится личным и причиняет боль другим. Риск этого, каким бы малым он ни был, заставляет несогласных слишком часто держать язык за зубами.
В-третьих, мы тонко корректируем наши предпочтения, чтобы привести их соответствие с тем, что мы воспринимаем как мнение большинства. Другими словами, когда у нас нет четкого представления о нашем собственном мнении, мы просто принимаем мнение других членов, часто даже не задумываясь об этом. Как только мы принимаем это предпочтение, оно становится объективом для информации, которую мы получаем. Мы запоминаем информацию, соответствующую нашим собственным предпочтениям, но склонны забывать то, что с ними несовместимо. Таким образом, мы создаем замкнутый цикл, постепенно принимая для себя мнение других членов и закрывая глаза на альтернативные решения.
По материалам The Conversation.