Что смартфон никогда не расскажет о вас Apple, но сообщит Google
В iOS 9 Apple очень серьезно подошла к вопросу неприкосновенности личных данных пользователя, но разумно ли это для эффективной конкуренции с Google?
Нынче стала модной тема электронных персональных ассистентов в мобильных устройствах: Apple Siri, Google Now, Microsoft Cortana. Технологические компании пытаются превратить смартфон в своего рода электронного секретаря, но методы у каждой разные и далеко не всем гражданам они по нраву. С другой стороны, «интеллект» электронных ассистентов напрямую зависит от того, насколько хорошо система знает пользователя, его привычки, предпочтения, насколько глубоко интегрирована в базу личных данных.
За двумя зайцами
Apple пытается сделать iPhone значительно «умнее», но не слишком глубоко копаться в пользовательской информации, чтобы у человека не возникало чувства, мол, он под колпаком и его данным компания может воспользоваться для личной выгоды. Но реально ли это? Совсем скоро, буквально сегодня вечером после финального релиза iOS 9, мы испытаем новые возможности платформы и Siri в частности, но некоторые выводы можно сделать уже сейчас. К тому же, это хорошая тема для дискуссии, особенно на фоне тех весьма жестких методов работы с личными данными, что применяют конкуренты.
Так, благодаря новым «интеллектуальным» возможностям iOS 9, а именно, сервиса Proactive, iPhone порекомендует пораньше выехать на важную встречу, если предполагается слишком плотный дорожный трафик. Причем произойдет это автоматически — не нужно будет заносить в календарь событие или делать какие-то другие телодвижения. Казалось бы, Skynet близко, роботы следят за нами, или как по-другому iPhone умудряется творить такое? Народ, без паники! Новая операционная система очень аккуратно подходит к вопросу использования личных данных, и уж тем более к их передаче на сторону, в данном случае в сервера Apple. Практически никакие личные данные американская компания от пользователя не получает. По крайней мере, если сравнивать с работой аналогичных сервисов у конкурентов. Она не штудирует вашу почту, контакты и фотографии на своих серверах для дальнейшей манипуляции потребительским сознанием. В отличие от Google, сервисы Apple получают нужную для работы «интеллектуальных» функций информацию локально, прямо на телефоне. То есть далеко от глаз рекламодателей и потенциальных хакеров.
Исполнительный директор Apple Тим Кук не раз заявлял, что »компании не нужны личные данные пользователей», и при этом он явно указывал на скрытый компромисс, на который зачастую неявно идут пользователи «бесплатных» онлайновых сервисов от Google и Facebook. Да, вы не платите за них денежными знаками напрямую, вместо этого вы платите личной информацией, которая превращается в деньги для компаний, продающих данные рекламодателям. А еще мы платим за эти сервисы трафиком, который тоже стоит денег. Да и нервишки тратятся. Ведь трафик идет на рекламу, а если мобильный интернет слабенький, то все эти рекламные баннеры еще и сильно снижают скорость работы браузера, что раздражает. В iOS 9 личные данные зашифрованы по умолчанию, в том числе и для компании, плюс Apple позволяет пользоваться веб-блокировщиками рекламы.
По заверению Apple, «интеллектуальные» фишки iOS 9 построены с мыслью о максимальной защите личных данных пользователя и минимального вмешательства в них
С другой стороны, а стоит ли овчинка выделки? По крайней мере, если речь идет о возможностях персонального ассистента в смартфоне. Ведь при прямом сравнении все эти интеллектуальные возможности iOS 9 выглядят довольно вяло на фоне того, что из наших данных «выпекают» мастера в Google, Facebook и Microsoft. Ведь в текущий момент наиболее эффективная технология персональных ассистентов завязана на обработку большого потока информации в Сети. Apple же пытается угнаться за двумя бегущими в разные стороны зайцами сразу, то есть предоставить качественного электронного помощника (или сделать смартфон еще полезнее, больше внедрить его в личное жизненное пространство) и сохранить данные пользователя неприкосновенными.
В чем же глобальные отличия от конкурентов у системы работы с данными Apple?
Основной доход Apple получает от продажи устройств, а не за счет маркетинга. То есть компании не нужно собирать толстое досье на каждого пользователя для атаки на него целевой рекламой. Но не забывайте о том, что часть дохода она все-таки получает из Интернета. Это и продажа музыки с фильмами, и рекламная сеть iAd в приложениях, и торговля дисковым пространством в iCloud, и обучение собственных сервисов, вроде Siri.
Необычным в работе интеллектуальных фишек iOS 9 является тот факт, что все данные для них берутся внутри телефона и сохраняются локально: почта, контакты, наиболее часто используемые приложения и прочая локальная информация. Возникают ассоциации с личным секретарем, который знает ваш график, какую-то текущую информацию, имеет доступ к рабочей почте, но не более.
Если человек получил электронное письмо с данными о резервировании билетов на самолет или же столика в ресторане, то iPhone создаст соответствующее событие в календаре и сообщит об этом пользователю. Позвонил кто-то с незаписанного в контактах номера? iPhone проверит находящуюся в памяти корреспонденцию, вдруг там окажется такой номер и его можно будет сопоставить с именем отправителя. Если все сойдется — то аппарат автоматически выведет имя предполагаемого абонента под номером. Если человек привык с утра первым делом читать ленту в Twitter, то телефон выведет соответствующее приложение в стартовое меню, которое появится, когда товарищ возьмет iPhone в руки.
В случае если все-таки нужно выйти в Интернет для получения нужной пользователю информации, iOS реализует это таким образом, что запрос осуществляется от анонима — нет никакой привязки запроса к конкретному пользователю и его данным. Например, iPhone может уведомить вас о том, что надо бы выехать пораньше, тогда он не попадет в пробку. Но когда телефон проверяет данные о пробках через сервисы Apple, он представляет им пользователя как некий случайный идентификатор — строка из цифр, меняющаяся каждые 15 минут.
Еще один хороший пример — сервис Apple News, подбирающий новостной контент на основе данных о том, что же такого интересного предпочитает читать пользователь. Казалось бы, логично будет использовать Apple ID, но тогда получится привязка данных к конкретному пользователю, а ведь нужна анонимность. Таким образом, вместо Apple ID опять-таки применяется случайный идентификатор, который вы можете в любой момент удалить или сменить. Хотя Apple и предоставляет данные рекламодателям на основе даже такого случайного идентификатора, но у пользователя всегда есть возможность запретить это.
Схожей «амнезией» страдает и Siri. Она сохраняет все, что вы ей говорите и прочие сопутствующие данные локально. Но стоит сменить телефон или же сделать полный программный сброс текущего аппарата, как ассистент потеряет всю собранную информацию.
Жертвовать ли анонимностью ради функциональности?
В свою очередь, как только вы авторизуетесь и начинаете пользоваться сервисами Google, компания получает доступ к вашим ФИО, контактам, телефонным номерам, почте, календарю, истории поиска, местоположению, знает пол и возраст. Практически вся эта информация привязана к личной учетной записи. Да, интернет-гигант усердно заявляет, что не продает персональную информацию, но ведь он использует ее для таргетированной рекламы. Хотя при желании можно воспользоваться некоторыми сервисами анонимно, например, «Картами», или же спрятать часть данных при работе с Chrome. Правда, придется напрячься и совершить ряд манипуляций, а до того узнать, что же конкретно необходимо делать. По умолчанию компания подталкивает к тому, чтобы авторизоваться, и сохраняет все, что только можно сохранить из действий пользователя.
Как-то все это бестактно по отношению к гражданам, но благодаря полученным данным Google способна предоставить настолько мощные сервисы, что потуги Apple кажутся жалкой возней в песочнице.
Сравним новое приложение Google Photos с аналогом от Apple. Оба способны хранить снимки в облаке, но при этом Google в прямом смысле «видит» их, распознавая лица и понимая, что конкретно изображено на фотографиях. Благодаря этому реализована мощная система поиска. Пишешь в поисковой строке »еда» и моментально находишь все фоточки с колбасой, шашлыками, экзотическими яствами и прочими пищевыми «шедеврами» запечатленными в кафе, ресторанах и на разного рода гулянках. Apple же шифрует снимки и просто хранит их в облаке. Поиск доступен только локально и только по лицам, причем предварительно нужно сформировать базу данных на Mac.
Каждая современная технологическая компания старается создать умные устройства, способные предугадывать желания и потребности пользователей. В этом плане Google Now рвет Siri как «Тузик грелку», предоставляя действительно полезные данные без предварительного их запроса со стороны человека: текущую погоду, оповещения о важных для пользователя новостях и обновлениях на часто посещаемых им сайтах, счет любимых спортивных команд и т. п.
Приведу пример из жизни колумниста из Wall Street Journal Джеффри А. Фаулера, активно тестирующего iOS 9 и одновременно пользующегося всеми благами Android.
В обед воскресенья личный iPhone решил, что мне нужна рекомендация, где бы перекусить в Сан-Франциско. Когда я нажал на кнопку уведомления от ассистента, телефон предложил нечто под названием »Michael the Coconut Guy» в каком-то магазине деликатесов. В то же самое время Google Now активно рекомендовал мне заведения и рестораны, которые удивительным образом совпадали с собственными мыслями и пожеланиями: любимую пекарню Tartine и ресторанчик Zuni Café.
Колумнист WSJ Джеффри А.Фаулер о работе Proactive в iOS 9 и Google Now
Более высокий IQ сервиса Google очень полезен в автомобиле, когда Android Auto может автоматически вывести адрес следующей назначенной встречи или же компании, которую вы только что искали в своем ноутбуке. Что-то подобное есть в Apple CarPlay, только эффективность работы с точками интереса у упомянутой системы очень далека от Google.
Но что мы все о Google, да о Google, есть же и другие компании, активно работающие в направлении «интеллектуальных» сервисов. Вспомните об ассистенте Microsoft Cortana, встроенном в Windows 10. Сие интересное изобретение буквально ведет собственную базу данных, в которой сохраняет все, что только можно о пользователе и его действиях, причем на всех устройствах, где есть Windows 10 (включая мобильные) и человек авторизован под своим Live ID. К слову, к этой базе данных у пользователя есть доступ и ее можно редактировать — что-то добавлять, что-то убирать. К базе данных Siri доступа нет. Сервис Apple построен таким образом, что он не может сопоставить данные с конкретным человеком.
Продолжать можно долго. Android TV способен делать персонализированные рекомендации фильмов, а Apple TV — нет. Развиваем тему дальше и приходим к модной сегодня фишке — умному дому. Сервис Apple HomeKit настолько озабочен безопасностью личных данных пользователя, что не сохраняет информацию о подключенных в вашем же доме устройств и происходящими с ними событиями. Google Nest же активно записывает все случаи настройки термостата, когда вы открывали дверь гаража, когда отправлялись в длительную поездку и другие данные, которые затем используются для автоматической настойки системы отопления дома и, соответственно, эффективной экономии электроэнергии. А ведь эта информация никак не используются Google для таргетированной рекламы. Оно применяется только для комфорта самого пользователя и не уходит «на сторону».
На одной стороне медали — комфорт, на другой — вся подноготная гражданина, доступная сторонней компании. На этом фоне ловкого жонглирования личными данными «Корпорация добра» старается создать налет контроля со стороны пользователя. Он реализован в настройках учетной записи Google, где можно удалить часть сохраненной информации и определить доступные сервисам для слежения действия пользователя.
Но давно ли вы ковырялись в настройках своего аккаунта Google? Я вот залез в них впервые за несколько месяцев и то лишь потому, что тема оказалась затронута в рамках данной статьи. По умолчанию же Google следит практически за всеми действиями пользователя в рамках ее сервисов и хранит эту информацию на будущее.
У интернет-компании есть железный аргумент по этому поводу:
Данные пользователей помогают нам постоянно улучшать и развивать полезные продукты, такие как Google Now, «Переводчик» и «Голосовой поиск». Когда люди доверяют нам свою информацию, мы со всей ответственностью заявляем, что они получат мощные инструменты.
В свою очередь Apple старается «усидеть одной задницей на двух стульях»:
Мы уверены, что создание более «умных» продуктов не должно происходить за счет вашей конфиденциальности.
К слову, Apple не запрещает использовать продукты Google на iOS, и все они бесплатно представлены в App Store. Возможно, некоторые Android-аналоги и более функциональны, но это уже совсем другая тема.
Ведь если подумать, большинству людей особенно-то и нечего скрывать, да они и не скрывают, делясь сокровенным в социальных сетях и не только. Так что же они выберут — функциональность за счет конфиденциальности или же наоборот? Я лично за функциональность — особо скрывать нечего, а вот найти качественное заведение общепита в незнакомом городе бывает очень полезно, или же получить от смартфона точный ответ на быстро заданный голосом вопрос. Учитывая активное расширение функциональности Google Now, в ближайшем будущем сервис сможет предложить еще больше всего интересного.
Ширма
Также существует альтернативное мнение, мол, Apple так уцепилась за конфиденциальность данных пользователя банально из-за того, что сама она слаба в разработке онлайновых сервисов. Вполне может быть и так, но все-таки в теме персонализации на основе личных предпочтений Apple имеет приличный опыт. Доказательством тому новый сервис Apple Music, каким-то магическим образом собирающий данные о вкусах граждан и очень точно предлагающий музыку, которая может им понравиться. Я лично благодаря ему нашел немало интересного и буквально приводящего в восторг из музыки за последнее время. Если быть более точным, то личная музыкальная коллекция за последние два месяца пополнилась сильнее, чем за пять лет до того.
Время все расставит по своим местам
Да, за интеллектуальными системами персонализации данных будущее, но и за «искусственным интеллектом» в сервисах тоже, а вот с последним у Apple могут быть большие проблемы в силу политики компании. Недавно информационное агентство Reuters сообщало о проблемах Apple в найме специалистов по работе с искусственным интеллектом. Думаете, на рынке просто мало нужных людей? Как бы не так, их хватает, и работать в Apple они явно не прочь, но есть один нюанс. Политика компании касательно конфиденциальности данных пользователя просто напросто не даст специалистам развернуться и создать сервис уровня Google Now. Есть вероятность, что такие ограничения и отпугивают товарищей. От них требуют невозможного.
Что ж, пока все это лишь разговоры и предположения, а как дело обстоит в реальности, покажет ближайшее время, когда Apple продолжит дальнейшее развитие заложенных в iOS 9 идей.
[По материалам WSJ]