ИТ под "прессом"

Финансовый кризис повлек за собой волну сокращений ИТ-специалистов по всему миру. Следовательно, оставшиеся в штате сотрудники были вынуждены взять на себя больший объем функциональных обязанностей и, как правило, при меньшей оплате труда. Как показал опрос Computerworld, проведенный в 2010 году, ИТ-специалисты, вынужденные с начала кризиса выдавать высокие результаты при урезанной фиксированной зарплате, находятся на грани срыва.

По данным исследования Computerworld, большинство американских компании урезают премии и соцпакеты, увеличивая при этом рабочую нагрузку и количество рабочих часов. Между тем, зарплаты стоят на месте, (рост, в среднем, составил лишь 0,7%), и неудивительно, что удовлетворение от работы только убывает.

"Растущее количество обязанностей при сокращении зарплаты и более дорогостоящих льготах не делают сотрудника счастливее", - отметил один из респондентов, занимающий должность технического менеджера розничной сети хозяйственных товаров. Премию, которая когда-то составляла 20 - 30% от его годовой зарплаты, отменили, а зарплату вернули на уровень, который был несколько лет назад. Кроме того, в его компании сократили отпуск, а расходы на медицинское страхование значительно возросли.

В сложившейся ситуации оптимистичное настроение в ИТ-подразделении провайдера решений по управлению, компании The Sedona Group (штат Иллинойс, США), кажутся скорее исключением, отмечают эксперты Computerworld. Это не значит, что ИТ-специалисты компании сумели избежать прессинга, который испытали на себе большинство отраслей. Как рассказал CIO компании Дэвид Баззелл, хотя в ИТ-отделе и не произошло никаких увольнений, выплаты сократились, а нагрузка возрастает в геометрической прогрессии. "В последнее время возрастает число угроз безопасности, условия ведения бизнеса становятся более сложными и увеличивается количество требований к функциональности и инновациям. Поэтому без возможности исследования новых проектов и финансирования для их внедрения осуществлять рабочий процесс и продвигаться вперед достаточно трудно", - заявил Дэвид Баззелл.

Известие о росте нагрузки и сокращении выплат ИТ-специалисты компании Sedona встретили творчески и с пониманием. Сотрудники ИТ-подразделения постарались извлечь максимальную выгоду из сложившейся ситуации, например, пройти курсы обучения, включенные в список программ для разработчиков Microsoft, заняться новыми проектами или изучить различные техники программирования. Они также изучают интересы сотрудников, что делает их исследования более увлекательными и дает им массу позитивного материла.

Г-н Баззелл рассказал, что постарался не сокращать низкобюджетные программы, дающие огромный стимул для морального настроя сотрудников. Например, в Sedona есть программа покупки ПК, по которой предлагается 0% оплаты в течение 18 месяцев для тех, кто хочет приобрести компьютер для домашнего использования. "Мы бесплатно предлагаем нашим сотрудникам устаревшие модели компьютеров, которые были сняты с производства, - отметил Баззелл. - Также внутри самого ИТ-отдела мы используем устаревшие компьютеры для апгрейда домашних компьютеров сотрудников".

Право на жалобу

Жалобы сотрудников не редкость в компаниях, которые не предпринимают никаких шагов для поддержания морального настроя персонала, как это делают в Sedona. Как прокомментировал вице-президент одной из компаний, производящей предметы роскоши: "Большая нагрузка на ИТ явилась результатом того, что все другие отделы пытаются повысить производительность труда из-за уменьшения количества работников. Без ИТ- отдела им не справиться с этими сложностями, поэтому работы у айтишников только прибавляется". В то же время, топ-менеджер отмечает, что зарплаты в его компании сократились на 10%, а премии отменены вообще.

Нередко у сотрудников остается обида на действия руководства. "Нам сказали, что на нас будут возложены новые обязанности, и мы будет управлять новыми системами", - рассказал технический менеджер розничной сети. - А на следующей неделе нам сообщили об увольнении двух сотрудников группы, которые и должны были этим заниматься".

"ИТ-специалистам, как и инженерам, приходится сейчас особенно трудно, поскольку их деятельность посвящена идеям прогресса и продвижению вперед", - считает Пол Глен, один из экспертов Computerworld. "Мы хотим создавать инновации, снижать расходы, продвигать идеи вперед. Сейчас компаниям приходится прилагать много усилий только для того, чтобы сохранить свою работоспособность, но это вовсе не означает прогресс", - добавил г-н Глен.

Разочарование от условий труда в результате ведет к низкому уровню удовлетворенности работой даже среди тех, у кого моральный дух достаточно крепок. Как прокомментировал один из топ-менеджеров, принявших участие в опросе, желание сотрудников "делать все возможное" сходит на "нет". "Людям проще заниматься планированием своего отпуска, уходить на больничный при малейших симптомах и не задерживаться допоздна на работе, как это было в прежние времена", - говорит он.

Кто-то вообще считает, что работе ИТ-департамента сейчас не придается никакой значимости. Настроения настолько безрадостны, что некоторые эксперты уверены: как только состояние экономики улучшится и появятся новые вакансии, в ИТ-отрасли следует ожидать больших пертурбаций. По мнению Дэвида Баззелла, многие ИТ-специалисты захотят поменять свою работу, чтобы исследовать новые возможности, приобрести опыт или просто сменить стиль жизни. Даже сейчас "практически все ищут новые способы обеспечения своих семей".

Контрмеры

Но вернемся к компании Sedona. Несмотря на экономическую ситуацию, по мнению Дэвида Баззелла, внутри самого ИТ-отдела царят весьма позитивные настроения благодаря тем мерам, которые он и его компания предприняли для снижения уровня тревоги и беспокойства. Руководство компании стремится поддерживать более тесную связь с остальными сотрудниками, стараясь держать их в курсе дел компании и информировать о прогрессе и тенденциях внутри отрасли. Г-н Баззелл считает: "Нет ничего более опасного для морального состояния человека, чем незнание, что произойдет с ним дальше". Среди мер для укрепления мотивации сотрудников он также назвал мероприятия, дающие возможность сотрудникам повеселиться и извлечь пользу от общения, например, боулинг или однодневные рабочие проекты.

Иногда огромную роль играют совсем незначительные вещи. В условиях замороженной заработной платы Баззелл приобрел мощный ПК и позволил одному сотруднику использовать его в качестве домашнего компьютера. Во время совещания по проекту Баззелл обнаружил, что этот самый сотрудник работал дома на таком техническом уровне, который он и собирался внедрить в компании Sedona. Таким образом, вложив минимальное количество средств, он сумел повысить производительность труда и укрепить боевой настрой своего сотрудника.

В своей статье Пол Глен рекомендует ИТ-специалистам, которые пребывают в состоянии отчаяния и неудовлетворенности из-за сложившихся обстоятельств, что во многих случаях вполне обоснованно, не попасть под влияние денег как средства оценки личности. "Это всего лишь рыночная мера", - считает г-н Глен. - Я советую быть выше этого. Радуйтесь тому, что у вас сейчас вообще есть работа. Вполне естественно, что вы чувствуете себя как в ловушке и обижены в условиях возросших ожиданий. Но помните, что комбинация этих чувств смертельно опасна".

©  @Astera