Группа X-Com: 500 проектов за 15 лет
На своей первой публичной пресс-конференции российский системный интегратор X-com подвел итоги года работы после начала мирового кризиса. Его исполнительный директор (и один из основателей компании) Игорь Роганков подчеркнул, что несмотря на общий спад ИТ-рынка, катастрофы не произошло. Объем продаж в среднем сократился на 25%, но у большинства компаний нашлись резервы для сокращения расходов, что позволило частично компенсировать потерю прибыли. Для группы X-Com конец года ознаменовался еще и юбилеем, был завершен 500-й интеграционный проект. Им стало создание ИТ-инфраструктуры для гостиницы "Кадашевская" в центре Москвы, которая открыла двери для посетителей 1 октября 2009 года.
Здание гостиницы расположено по адресу Кадашевская набережная 26, в непосредственной близости от Кремля и Третьяковской галереи. Объект, на котором проводились работы. включает в себя гостиницы бизнес-класса, ресторан, фитнес-зал и собственный деловой центр с современными офисными помещениями, конференц-залом и переговорными. Информационная система охватывает все четыре этажа гостиницы и подземный паркинг.
Компания X-com провела весь комплекс работ по проектированию, созданию и настройке ИТ-инфраструктуры гостинично-делового комплекса. Сейчас специалисты компании осуществляют полную техническую поддержку информационной системы. В ходе работ были реализованы следующие подсистемы: СКС, радиотрансляционная сеть, сеть эфирного телевидения и телефонная сеть, система бесперебойного электропитания. Задачей интегратора было связать все здание в единую сеть с возможностью подачи всех сервисов в любые помещения и обеспечить коммутационные переключения в распределителях сети.
Структурированная кабельная система, реализованная на компонентах Molex Promise Networks, выполнена по топологии "звезды" и обеспечивает 30% запас по наращиванию кабельных трасс. Как и положено, она обеспечивает работу компьютерной и телефонной сети и предоставляет возможность гибкого изменения конфигурации. Все 200 портов СКС соответствуют требованиям категории 5е, что обеспечивает работу приложений на скорости от 1 Гб/с.
В качестве активного сетевого оборудования были выбраны коммутаторы Cisco Catalyst. Все активное и пассивное оборудование смонтировано в нескольких распределительных шкафах - одном главном и по одному на каждый этап гостиницы. Реализованная схема позволяет арендаторам при желании самостоятельно конфигурировать свои внутренние сети.
Установленная специалистами X-Com в гостинице радиотрансляционная сеть объединяет две независимых системы - общего озвучания и оповещения о чрезвычайных ситуациях. Система эфирного телевидения охватывает более 50 помещений и позволяет принимать несколько десятков спутниковых каналов. Весь гостиничный комплекс переведен на сеть IP-телефонии, работу которой обеспечивает станция Avaya Definity CSI. Были сконфигурированы и подключены все компьютеры и серверы НР, а также вспомогательное оборудование. На серверы установлено специализированное ПО для управления гостиницей Amadeus и для управления рестораном InfoGenesis. Также запущена система биллинга фонекс ПРО.
Первый интеграционный проект был реализован сотрудниками X-Com еще в 1994 году, когда молодая компания построила информационную инфраструктуру для Росгосстраха. Сегодня каждый месяц в российских организациях устанавливается более 700 компьютеров и 5 серверов под маркой X-Com. Всего за годы работы компания поставила более 50 тысяч компьютеров и 5 тысяч серверов собственного производства. За 15 лет сотрудники компании протянули 2 миллиона километров кабеля, что в пять раз больше расстояния от Земли до Луны.
В настоящее время группа компаний X-Com четко разделена на два направления - розничное и корпоративное. Продажи первого обеспечивают три Интернет-магазина, второе занимается реализацией интеграционных ИТ-проектов самого разного уровня.
В конце октября компания X-Com подвела итоги года, прошедшего с начала финансового кризиса. Осень 2008 года стала поворотной точкой и сейчас уже можно оценить последствия удара, нанесенного ИТ-рынку. Основой для анализа рынка компании X-Com служили данные от обширной базы собственных клиентов. Ядром стали 200 крупных постоянных клиентов, лидеров в самых разных сегментах рынка, дополнительно изучались данные, полученные от других клиентов (всего база X-Com насчитывает более 70 тысяч российских организаций).
Г-н Роганков в своем выступлении подчеркнул, что сложности рынка начались еще в самом начале 2008 года. На фоне роста рынка и некоторой эйфории относительно перспектив развития сильно увеличивались затраты компаний. в частности, росли зарплаты и арендные ставки. В среднем с 2007 по 2008 год зарплаты выросли на 30-40%, стоимость аренды росла на 15-20% в год. Постоянный рост рынка подстегивал компании на новые затраты для обеспечения своей деятельности - новые офисы, техника, иные расходы. Кроме того, в последние годы многие компании активно переходили на "белые" зарплаты и полностью легализовали свой бизнес, что означало рост налоговых платежей. все это привело к тому, что даже на фоне роста рынка чистая прибыль ИТ-компаний сильно снижалась.
В конце 2008 года большинство ИТ-компаний благодаря хорошему началу года все-таки зафиксировали прибыль, хотя в процентном выражении она упала почти в два раза по сравнению с предыдущим годов. По прогнозам компании X-Com в 2009 году прибыль упадет еще в два раза.
По оценкам X-com, за девять месяцев 2009 года объем рынка сократился на 25-30% в абсолютном выражении, при этом валовая маржа ИТ-компаний упала на 20-25%. Кроме собственно сокращения количества и объема проектов, большой урон принесла курсовая разница, что было особенно заметно в начале 2009 года, во время резкого падения рубля. Интеграторы оказались "зажаты" между клиентами, которые не могли погасить свои рублевые задолженности, и поставщиками, долг перед которыми фиксировался в валюте.
Первые три квартала 2009 года ознаменовались и резким сокращением активности бюджетных организаций. Очень сильно упала конкурсная деятельность, были урезаны бюджеты. Многие даже из запланированных проектов не были реализованы.
Однако у интеграторов нашлись достаточно эффективные методы борьбы с кризисом. Во-первых, снижение издержек - сокращение персонала и снижение премиального фонда. Достаточно сильно были сокращены представительские расходы. Многие сумели договориться о снижении арендных ставок на 25-305. Исчезли расходы по обслуживанию кредитов, потому что компании перестали ими пользоваться и стали развиваться за счет внутренних ресурсов. Были снижены расценки на услуги компаний.
В общем, несмотря на падение продаж, рынок перестроился и освоился в новых условиях. Итог кризисного года на ИТ-рынке выглядит довольно традиционно: те, кто стал работать более эффективно, выжил и продолжает зарабатывать. Однако пока условия существования остаются весьма тяжелыми и непривычными.