Club.CNews: Тенденции процессного управления в 2011 году

Первая волна кризиса уже позади, однако, опасность второй волны кризиса еще существует. Резкие колебания на финансовых рынках, приводит к состоянию неопределенности, что отражается на инвестиционных планах большинства компаний. При этом задачи внутренней оптимизации существующих бизнес-процессов все еще находятся в зоне внимания многих менеджеров. Однако коррекция тенденций в области применения процессного управления в российских компаниях все-таки есть.

Тема описания внутренних бизнес-процессов в компании была активной последние пять-семь лет. И если ранее для этих задач привлекались консультанты, то теперь описание бизнес-процессов ведется во многих компаниях силами внутренних аналитических подразделений. Однако, несмотря на большое число созданных моделей, положительного результата часто не видно, ведь цикл управления бизнес-процессами остается не замкнутым, поскольку не разработаны механизмы контроля соответствия существующей деятельности созданным описаниям бизнес-процессам и регламентам.

В большинстве компаний все еще нет способов  перехода от описания бизнес-процессов к их анализу и главное совершенствованию. Такое положение вещей связано с нежеланием изменять свою деятельность на всех уровнях управления, ведь монополия на российских рынках приводит к тому, что у менеджмента нет никакой заинтересованности в оптимизации существующих бизнес-процессов. Нефтяная и газовые отрасли, а также энергетика сейчас больше занимаются описанием и регламентацией бизнес-процессов, чем их реальной оптимизацией.

В тоже время существует множество коммерческих компаний, которые работают на конкурентном рынке, поэтому они вынуждены внедрять процессное управление. Эти компании в своем подавляющем большинстве уже закончили с этапом описания бизнес-процессов и после первичной оптимизации перешли к их анализу и оптимизации. Как правило, это средний банковский, страховой и телекоммуникационный бизнес, а также торговые компании.

Последние два года наблюдается рост интереса к бизнес – анализу. В рамках наших проектов мы используем процессную методологию анализа и инструментарий Process Intelligence, который дает возможность анализа данных по существующим бизнес-процессам. Практика проектов показывает, что первыми мерами по оптимизации процессов  является повышение достоверности первичных данных и изменения в существующих информационных. При этом недостаточная адаптивность используемых информационных систем часто осложняет быстрый переход к оптимизации бизнес-процессов.

Еще одной особенностью российских компаний является отсутствие регулярного процесса управления изменениями. Даже, если компания принимает решение о необходимости совершенствования существующих бизнес-процессов, это часто осложнено тем, что нет процедур внедрения изменений в деятельность компании. По практике лишь в единичных компаниях, данный процесс автоматизирован и имеет высокий уровень зрелости.

Несмотря на заявления о необходимости внедрения инноваций в большинстве компаний все еще нет процесса управления инновациями, а дело ограничивается лишь призывами. Лишь в некоторых компаниях данный процесс уже запущен в работу, что позволяет собирать и приоритезировать инновации и предложения по совершенствованию, а затем через процесс управления изменениями внедрять их в деятельность компании.

©  CNews