"Надеюсь, мы отойдем от сервисной и сырьевой экономики и перейдем к производящей экономике"
Интервью с Виталием Баумом, старшим менеджером по развитию бизнеса российского подразделения компании CIBER.- Ряд участников российского ИТ-рынка стали отмечать некоторое оживление, которое было заметно уже в августе. Какова сейчас ситуация на рынке? Какие улучшения уже есть, а какие только наметились?
- Мы также наблюдаем оживление ситуации на рынке, и подтверждение этому оживлению мы находим в нашей "воронке" продаж. У нас до кризиса не было такого количества потенциальных клиентов, как сейчас. Это связано с тем, что ИТ-решения от профессиональных компаний, в первую очередь, направлены на создание конкурентных преимуществ, что в сам момент кризиса не было востребовано потому, что отсутствовала ясность, что будет дальше. Сейчас появляется определенность в экономике и бизнесе, и это дает надежный фундамент для принятия решений об использовании информационных технологий для создания экономических конкурентных преимуществ, дифференциации своего бизнеса, улучшения стратегического управления компанией - все это необходимо для того, чтобы иметь возможность в будущем оперативно принимать правильные решения в критических ситуациях, как было в конце прошлого и начале этого годов, и не допускать излишних материальных затрат в целом.
- В каких сегментах наиболее заметно улучшение? Какая ситуация в других сегментах?
- Произошли некоторые структурные изменения в розничной торговле, где CIBER в России и мире имеет наибольшую экспертизу в области автоматизации на базе SAP for Retail. Те компании, которые до кризиса не задумывались о том, что будет с бизнесом и как они будут им управлять, были на краю лезвия, а некоторые даже за краем. Впрочем, при поддержке правительства часть этих компаний была выкуплена банками. В частности, один из крупнейших банков России приобрел несколько розничных сетей, и руководство этого банка сейчас активно задумывается о реформировании этих компаний. Тогда как те компании, которые правильно вели свой бизнес и управляли финансами, задолженностями, кредитами, смогли вовремя принять нужные меры и не допустили негативных явлений в своих компаниях. Сейчас по финансовым отчетам основных игроков этого рынка виден прирост - например, ритейлеры, специализирующиеся в нижнем ценовом сегменте, по опубликованным в сентябре отчетам, зафиксировали рост в 25-30%. Они активно развиваются и располагают бюджетами на инвестиционные проекты, в том числе на внедрение информационных систем.
Что касается других отраслей, в автомобилестроении и машиностроении пока что улучшений нет. Даже подразделения западных компаний этих отраслей активно не инвестируют в развитие бизнеса и достаточно тяжело получают бюджеты на поддержание уже запланированных проектов.
Если говорить не об отраслевой специфике, а о технологиях, то очень сильно стали востребованы системы бизнес-аналитики (BI), и это подчеркивает правильность решения о том, что мы будем несколько дифференцировать наш бизнес и развивать направление не только ERP-систем, но и систем бизнес-аналитики. При этом мы видим, что крупные вендоры BI-систем не смогли вовремя принять меры по стимулированию продаж. Они не учли того факта, что цена их продукта не соответствует ожиданиям клиентов в тяжёлые времена. Это привело к тому, что в России в области решений по бизнес-аналитики от больших вендоров не произошло ожидаемого прорыва. С другой стороны, существуют нишевые игроки рынка BI-систем, более гибкие по цене и использующие революционные технологии в своих продуктах. В частности, пока еще малоизвестная компания QlikTech с продуктом QlikView используют технологию In-Memory Computing для работы с данными в оперативной памяти. Тот факт, что сам Хассо Клаттнер, один из основателей компании SAP, на последней конференции Sapphire продемонстрировал систему бизнес-аналитики на технологии In-Memory, разработанную в его лаборатории, говорит о том, что данная технология - будущее бизнес-аналитики. Таким образом, можно говорить об улучшении ситуации в сегменте бизнес-аналитики, но не с большими вендорами, а с нишевыми.
- Какие вы видите фундаментальные причины для улучшения ситуации?
- Фундаментальные причины для улучшения ситуации больше экономические. Ожидания проблем у компаний нивелировались. В психологии компании и психологии конечного потребителя появилась уверенность. Буквально позавчера был в "Меге", и та очередь, которая стояла на въезд, говорит о том, что ожидания конечных потребителей нормализовались, и у различных сегментов бизнеса пошел рост. Эти тренды подталкивают людей на более решительные шаги, на инвестиционные проекты. В частности те компании, которые раньше только задумывались о внедрении ERP-системы, сейчас начинают претворять это в жизнь.
- Какие остались трудности и проблемы?
- В России остались те же самые трудности и проблемы, что и были последние годы, но сейчас к ним, наконец, стали проявлять должное внимание. Это сырьевая экономика, которая не позволяет развиваться другим отраслям. На прошлой неделе прошло заседание правительства в Зеленограде, где обсуждались вопросы развития российских производящих компаний, в частности фармацевтики. Надеюсь, мы отойдем от сервисной и сырьевой экономики и перейдем к производящей экономике, где ERP-проекты будут не менее востребованы и очень интересны с точки зрения их реализации.
На прошлой неделе я общался с руководителем компании мясоперерабатывающей отрасли. Он прекрасно понимает свой бизнес и отлично знает, что он хочет получить от своей информационной системы, что нужно контролировать и оптимизировать. Однако примеров реальных внедрений того, чего он хочет, у нас в России пока нет. А в Европе есть давным-давно. Это говорит о том, что наши компании еще не обладают теми конкурентными преимуществами, которыми обладают компании той же отрасли в Европе, и очень хотелось бы это наверстать и дать нашим компаниям те же преимущества, что есть в западном мире.
- Как будут отличаться результаты 3 кв. по сравнению со 2 кв. 2009 года? По сравнению с 3 кв. 2008 года?
- Мы ориентируемся на крупные проекты, и они, как правило, долгоиграющие, поэтому сравнивать второй и третий квартал для нас особого смысла нет. Единственно, что в третьем квартале у нас очень выросла воронка продаж по потенциальным клиентам, которые заинтересованы в ERP. По сравнению с 3 кварталом 2008 года серьезных изменений у нас также нет. Вовлечение консультантов в различные проекты у нас остается на достаточно высоком уровне, на том же, что и во втором квартале. Наш бизнес достаточно плавный и предсказуемый, и серьезных проблем из-за кризиса у нас не было.
- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на рынке до конца года? Какими будут результаты по сравнению с предыдущим годом?
- Мы ожидаем рост рынка и отрасли ИТ-консалтинга в частности. По моим прогнозам, ситуация на рынке до конца года не будет развиваться стремительными темпами, но те веяния, что будут, должны быть исключительно положительными. Второй волны кризиса, которую нам обещали в сентябре, не произошло. У людей появилась уверенность, и, на мой взгляд, эта уверенность поможет им выбирать для своих компаний информационные технологии для повышения конкурентных преимуществ и повышать свою привлекательность с точки зрения продукции и самого бизнеса для инвесторов, для покупателей и клиентов.
© @Astera