Черная дыра-изгой, которая так взволновала астрономов, может оказаться нейтронной звездой
Вторая группа ученых, проводившая отдельный, независимый анализ, пришла почти к такому же выводу: похоже, астрономы в самом деле нашли изгоя, блуждающего по галактике.
Предполагается, что черные дыры являются коллапсирующими ядрами массивных звезд, которые достигли конца своей жизни и сбросили внешний слой вещества в космос. Считается, что такие звезды-предшественники черных дыр, в 30 раз превышающие массу Солнца, живут относительно недолго.
Таким образом, по самым оптимистичным прогнозам, в космосе могут бесшумно дрейфовать от 10 миллионов до 1 миллиарда черных дыр звездной массы. Но черные дыры называются «черными дырами» не просто так. Они не излучают свет, который могут обнаружить телескопы, если только не поглощают какую-нибудь материю — процесс, который генерирует рентгеновские лучи из пространства вокруг черной дыры. Так что, если черная дыра просто плывет по космосу, засечь ее почти нереально.
Однако у любой черной дыры есть сильное гравитационное поле, настолько мощное, что оно искажает любой свет, проходящий через нее. Для нас, как наблюдателей, это означает, что мы можем увидеть далекую звезду более яркой и в другом положении, чем обычно — это яркий маркер того, что где-то поблизости затаилась черная дыра.
2 июня 2011 года именно это и произошло. Два отдельных эксперимента с микролинзированием — OGLE и MOA — независимо зафиксировали событие, пик которого пришелся на 20 июля. Это событие было названо OB110462 и привлекло внимание ученых во всем мире.
Команда под руководством астрономов Кейси Лэм и Джессики Лу из Калифорнийского университета в Беркли пришла к выводу, что, учитывая диапазон масс объекта, это может быть нейтронная звезда, а не черная дыра. Его предполагаемая масса составляет от 1,6 до 4,4 массы Солнца.
Как и черные дыры, нейтронные звезды образуются в результате коллапса ядра массивной (до 30 солнечных масс) звезды. Полученный объект поддерживается так называемым давлением вырождения нейтронов, из-за которого нейтроны не хотят занимать одно и то же пространство; это предотвращает его полное схлопывание в черную дыру.