Человеческая ДНК из монгольских курганов рассказала о драмах пастухов бронзового века

Новое исследование, объединяющее археологические и генетические изыскания, позволяет по-новому взглянуть на социальную организацию и динамику численности населения в эпоху поздней бронзы (примерно с 1500 по 1000 год до н. э.). Исследование, проведенное международной группой ученых, в том числе специалистами из Центра археологии имени Лейбница (LEIZA) в Майнце и Боннского университета в Германии, посвящено погребальному обряду в Монголии бронзового века. Результаты были опубликованы в журнале Nature Communications.
Восточно-Евразийская степь, простирающаяся на тысячи километров от Центральной Азии до восточного Китая, долгое время была центром миграции, инноваций, культурного обмена и духовной жизни людей бронзового века. Исследование проливает свет на доисторическую динамику популяций в центральной Монголии. Проанализировав геномы людей и материальные свидетельства погребальных обрядов, команда обнаружила доказательства того, что две генетически и культурно обособленные группы скотоводов бронзового века жили бок о бок на протяжении веков — до тех пор, пока их не вытеснила так называемая культура плиточных могил, возникшая и распространившаяся в раннем железном веке.

Исследование посвящено двум кочевым племенам, которые жили в Монголии во втором и первом тысячелетиях до нашей эры. Одно племя обитало на юге и юго-востоке страны, а другое занимало территории, простиравшиеся от Алтая на западе до центральной Монголии. Эти два племени контактировали в долине реки Орхон в центральной Монголии, где у них даже был общий ритуальный ландшафт: они хоронили умерших соплеменников на склонах одной и той же горы.
Археологические исследования выявили заметные различия в том, как каждая из групп проводила погребение. Представители алтайской группы хоронили умерших лицом на северо-запад, а представители восточного сообщества — лицом на юго-восток. Сами погребальные сооружения также отражают культурные различия: в то время как алтайцы строили каменные курганы, типичные для так называемого комплекса Дир-Каун-Хиргигсуур, представители восточной группы предпочитали более мелкие и простые в подготовке каменные могилы в форме человеческих фигур.

Междисциплинарный подход, реализованный в исследовании, углубляет понимание этого феномена. По словам доктора Урсулы Бросседер, заведующей кафедрой доисторической эпохи в LEIZA и соавтора исследования, анализ ДНК древних людей показывает, что эти две группы оставались генетически обособленными на протяжении примерно 500 лет, несмотря на то что они жили в непосредственной близости друг от друга. В целом известно очень мало примеров из доисторической эпохи, где можно выявить подобные закономерности или лежащие в их основе социальные правила, которые формировали социальные и матримониальные практики.
С наступлением раннего железного века (примерно с 1000 по 300 год до н. э.) появилась новая традиция погребения. Теперь могилы были окружены каменными плитами. Эта культура плиточных могил возникла на основе восточной традиции фигурных захоронений, быстро распространилась на запад и в конечном счете вытеснила погребальные обычаи западной группы.

Новые данные показывают, что этот сдвиг был не только культурным, но и генетическим. Профили людей, похороненных в плиточных могилах, практически не связаны с ранее доминировавшими западными группами. Это говорит о том, что в регион хлынула большая волна переселенцев с востока, которые почти полностью вытеснили западное население. Даже столетия спустя, во времена империи хунну (200 г. до н. э. — 100 г. н. э.), которая была известна тем, что объединяла различные группы, не осталось никаких геномных следов более ранних западных людей.
Исследование подтверждает, что генетические корни западного населения частично восходят к ранним афанасьевской и хемцгской культурам — сообществам, которые более 2000 лет назад принесли в Центральную Азию мобильный скотоводческий образ жизни. Это свидетельствует о генетическом наследии, насчитывающем несколько тысячелетий.

Наше исследование вносит важный вклад в понимание того, как генетическая идентичность и культурные традиции взаимодействовали в одном из древнейших в мире регионов скотоводства. Оно демонстрирует, что культурное сосуществование не обязательно приводит к генетическому смешению — явлению, которое имеет большое значение для понимания ранних человеческих обществ и их динамики.Урсула Бросседерархеолог
Опрос: передают ли россияне доступ к аккаунту
8 вопросов
Вы передаете доступ к своим личным аккаунтам (социальные сети, почта, мессенджеры, банковские личные кабинеты) другим людям? Да, регулярноДа, иногда
Нет, никогда
Далее
Об эволюции древней наскальной анималистики в Монголии мы рассказали в этом материале.

