Бумага все стерпит: мастер-класс

»Если есть ракетный двигатель, то к нему хоть забор привяжи — он полетит!» — так говорил Валентин Петрович Глушко. Преклоняясь перед мудростью великого советского конструктора, мы решили испытать его принцип на практике. Похоже, оснастив двигателем бумажный самолетик, мы нащупали новое направление в авиамодельном спорте
Бумага все стерпит: мастер-класс
Метод проб и ошибок — это идеальный подход к конструированию бумажного самолета, в том числе с мотором. И все же в некоторых случаях вы можете учесть и наш небольшой опыт
small-logo4.svg
Редакция ПМ
17 марта 2020 18:02

Чем заняться на карантине и вообще в свободное время: лайфхаки от «Популярной механики»

Все началось с того, что исключительно для собственного развлечения мы приобрели простейший самолет с дистанционным управлением Class Flyer. Эта миниатюрная игрушка предназначена для полетов в помещении и имеет предельно упрощенную конструкцию: ее 20-сантиметровые крылья сделаны из пенопласта, и даже двухканальное ДУ реализовано не на радио-, а на инфракрасных лучах (соответственно, действует только в зоне прямой видимости датчика). Такие модели хороши как для непринужденных офисных развлечений, так и для приобретения первоначальных навыков пилотирования радиоуправляемой модели: они способны выдержать довольно много падений с небольшой высоты.

Метод проб и ошибок — это идеальный подход к конструированию бумажного самолета, в том числе с мотором. И все же в некоторых случаях вы можете учесть и наш небольшой опыт.

Однако главное достоинство Class Flyer — его исключительно малая масса, всего 8,5 г. Когда после очередного падения крыло самолета наконец отделилось от фюзеляжа, мы решили разобрать модель. В результате мы получили электродвигатель с пропеллером, ИК-приемник и аккумулятор, которые практически ничего не весят. Вспомнив высказывание гениального конструктора Глушко, мы решили попробовать оснастить двигателем обычный бумажный самолетик. Тут-то все и началось.

Постройка радиоуправляемого самолетика не требует практически никаких ресурсов, кроме терпения домашних или коллег, на которых то и дело падает жужжащий, как москит, кусочек бумаги. Вам понадобится лист формата А4, скотч обычный и двусторонний, ножницы и, возможно, скрепки для балансировки. Развесовка — это главная проблема при создании такой машины. Поначалу мы сложили простейший бумажный самолетик и приладили к нему сзади толкающий винт. Аппарат, сносно летающий без мотора, стал заваливаться назад. Перенеся двигатель и винт ближе к центру крыла, мы смогли решить это проблему и заставить самолет продолжительно лететь по прямой. Разумеется, не обошлось и без тонкой балансировки с помощью скрепок и кусочков бумаги.

4e19ba9e2c1b7deff635d1b5a69ef231_fitted_
Сборка самолета с двигателем немного отличается от складывания обычного бумажного самолетика. Чтобы полет был длительным и стабильным, корпус должен быть как можно более прочным и жестким. Поэтому места сгибов мы рекомендуем проклеивать двусторонним скотчем. Плотность обычной офисной бумаги (г/м2) оптимальна: масса сложенного из нее самолета идеально соответствует мощности двигателя.
97a07f2573d07d2d9ab7dd139816ea50_fitted_
Сложить из бумаги самолетик и приклеить к нему двигатель — проще простого. Гораздо сложнее заставить его летать. Для тонкой настройки поведения аппарата потребуются ножницы, скотч, скрепки и кусочки бумаги. Чтобы правильно распределить вес машины, достаточно обрезать те или иные части корпуса или, напротив, приклеить к ним бумажные грузики. Загибая края крыльев, можно корректировать подъемную силу аппарата, программировать скорость полета и тангаж. Задняя часть «фюзеляжа» также служит килем. Сгибая ее, можно заставить самолет поворачивать в нужную сторону.
1de48059ed8e7924bc39836f21f6ecae_fitted_
Главное преимущество двигателя и электроники от пенопластового самолета Class Flyer состоит в том, что их масса стремится к нулю. При этом именно электрические компоненты остаются главными козырями в тонкой игре под названием «развесовка». Размещая электронику, следите, чтобы инфракрасный приемник оставался снаружи корпуса и мог принимать сигналы от пульта дистанционного управления.

Бумажный самолет нельзя в полной мере назвать радиоуправляемым: единственный параметр, который мы можем изменять в полете, — это сила тяги. Зато его можно считать программируемым: загибая края бумаги в том или ином месте, мы можем имитировать разные положения элеронов и рулей высоты. Нам удалось заставить самолет бесконечно летать по кругу. Слегка изменяя тягу двигателя, мы управляли машиной по тангажу и поддерживали заданную высоту.

Последнюю версию самолета мы собрали менее чем за 20 минут. Это свободный творческий процесс, в котором трудно давать советы или сочинять рецепты. Каждый аппарат строится методом проб и ошибок. При этом пробовать и исправлять ошибки легко как никогда. Это и развлечение, и головоломка, и в какой-то мере конструкторский тренинг.

Наигравшись с собственным аппаратом, мы стали подумывать об организации соревнований в этой необычной авиамодельной дисциплине. «Бумажные авиаконструкторы» могли бы состязаться в оригинальности конструкции, скорости полета, эффектном пилотаже и даже строительстве базовой модели на скорость. Мы уже приступили к разработке правил соревнований. Если, прочитав статью, вы тоже заболели бумажным моделизмом, — начинайте тренировки прямо сейчас и следите за объявлениями на сайте журнала.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2010).
Ещё больше по темам

Обсудить 5

Лучшее за неделю
Читайте также

©  Популярная Механика