Безумный император Калигула разбирался в медицине и понимал свой диагноз: вывод ученых

Согласно новому исследованию, Калигула, известный своей кровожадной жестокостью, вероятно, также обладал знаниями о лекарственных растениях на уровне опытного ботаника и фармацевта.
Известен исторический анекдот об императоре, первоначально приведенный Светонием в «Двенадцати цезарях» (De vita Caesarum), сборнике биографий римских правителей от Юлия Цезаря до Домициана. По сюжету, неназванный римский сенатор преторианского ранга, страдающий от неизвестного заболевания, регулярно ездил на отдых в греческий город Антикира в надежде, что его здоровью помогут снадобья, приготовленные из морозника (Helléborus) — растения семейства лютиковых, обладающего лечебными свойствами. Сенатор, возможно, испытывая судьбу, попросил Калигулу отпустить его из Рима на длительный срок. В ответ император приказал казнить незадачливого сенатора, пошутив, что кровопускание необходимо для тех, кому морозник не принес пользы за время процедур.
Ученые, объединив полевые этноботанические данные и тщательное изучение древних текстов, предлагают новое понимание этого отрывка относительно Антикиры в Римской империи и знакомства Калигулы с фармакологией. Антикира была своего рода «имперской здравницей» — местом, куда богатые и влиятельные римляне приезжали за медицинскими процедурами, недоступными в других городах. Этот случай также свидетельствует о том, что Калигула, несмотря на свои диктаторские замашки и вероятное безумие, был более сведущ в медицине, чем считалось ранее.

Римский медицинский туризм
Расположенная на берегу Коринфского залива в регионе Фокида в Центральной Греции, римская Антикира была небольшим портовым городком, известным своими уникальными лечебными процедурами на основе плодов морозника (или зимовника). В древние времена морозник ценился как слабительное, средство для лечения эпилепсии и психических заболеваний. Античные тексты описывают две разновидности этого растения: чемерицу белую, используемую для лечения головных болей, и чемерицу черную, используемую для очищения кишечника.
Изучение морозника в историческом контексте затруднено отчасти потому, что древние народы, не связанные современными таксономическими классификациями, использовали термин «морозник» для обозначения различных растений с похожими свойствами. Авторы исследования также отмечают, что древние представления о растительной жизни эволюционировали с течением времени, что привело к расхождениям в названиях растений.
Еще больше усложняет ситуацию то, что местные натуралисты в современной Греции используют обозначения, которые явно указывают на растения, отличные от тех, что описаны в древних источниках. Например, заготовитель лекарственных трав из современной Андикиры (небольшой рыбацкой деревушки в составе общины Дистомон-Арахова-Андикира чуть восточнее от местоположения древнего города) определил elleboro (лат. Helléborus) как карликовую бузину, которая совершенно отличается от морозника, описанного в древних текстах.

Исследователи пришли к выводу о невысокой вероятности того, что морозник рос в достаточных количествах в окрестностях древней Антикиры, чтобы поддерживать крупномасштабное производство снадобий. На сегодняшний день ближайшие крупные популяции морозника, обнаруженные ими, находятся на высоте более 800 метров над уровнем моря на южных склонах горы Геликон к юго-востоку от Андикиры. Обнаруженные там образцы зимовника явно соответствуют описаниям в древних источниках.
Тем не менее Антикира была известна именно тем, что в ней готовят лекарственные настои из морозника, которые исцеляют меланхолию, безумие, эпилепсию и подагру. Исследователи утверждают, что в состав некоторых зелий входило и другое растение, которое в древних текстах называется sesamoides, — особый ингредиент, который делает слабительные более безопасными. При этом авторы античных рецептов ссылаются на Плиния.
По мнению исследователей, в начале первого века до нашей эры Антикира обрела репутацию источника полезных зелий из морозника благодаря приезду в Рим греческих врачей и оживленной торговле греческими медицинскими пергаментами с описаниями болезней и рецептами травяных сборов, которые их лечат.
Антикира часто упоминается в исторических источниках, хотя она никогда не была важным культурным или экономическим направлением в империи. Она была известна сугубо благодаря лечению морозником и другими травами. Это пример древнего медицинского туризма. Римская знать приезжала туда на лечение точно так же, как богатые и влиятельные люди приезжают на современные фешенебельные курорты, предлагающие современные методы лечения в роскошных условиях.

Люк и Кох предполагают, что Калигула лично приезжал в Антикиру и лечился местными травами. Исследователи намерены проанализировать фитохимические вещества в образцах, которые они недавно собрали в Греции, чтобы проверить их терапевтическую эффективность и биохимические взаимодействия в связи с древнеримским контекстом.
Ученый Калигула
Рассказ Светония о жизни Калигулы отличается от биографий других императоров тем, что он разделен на две части: В первой рассказывается о происхождении Калигулы и его восхождении к власти; вторая посвящена его жестокому и ненормальному поведению.
Не стремясь к посмертной реабилитации Калигулы, исследователи показывают, что он, вероятно, был более образованным человеком, чем можно было бы заключить из чудовищных деяний, описанных Светонием. Так, философ Филон Александрийский, один из самых известных критиков императора, воздавал Калигуле должное, описывая его как человека, наделенного впечатляющим запасом практических знаний, включая глубокое понимание торговых путей, морского дела, медицины и фармакологии.
Авторы исследования также приводят несколько историй, свидетельствующих о том, что Калигула, имеющий зловещую репутацию отравителя, действительно обладал глубокими познаниями в ядах и противоядиях. Император был убежден, что его отец Германик стал жертвой отравления, что могло побудить его изучать фармакологию хотя бы из-за опасения повторить его участь.

Ученые предполагают, что Калигула был знаком с лекарствами из морозника, указывая на то, что он страдал эпилепсией, безумием и бессонницей — всеми недугами, от которых, как верили древние, это растение могло помочь. Рассказ Светония наводит на мысль, что Калигула также понимал, сколько времени должно было потребоваться чемерице, чтобы вылечить сенатора.
Упоминание Калигулой кровопускания, когда он шутил об обреченном сенаторе, наводит на мысль, что он читал Цельса, чей медицинский трактат De Medicina был написан во времена правления Тиберия, предшественника Калигулы, и предписывает кровопускание в качестве альтернативы чемерице при лечении эпилепсии. Не исключено, что Светоний ошибся, и Калигула не приказывал казнить этого человека, а просто прописывал альтернативное лечение, о котором он читал или знал по собственному опыту.
Мы хотим представить более полную и разностороннюю версию Калигулы как правителя, который соответствовал уровню медицинской науки своего времени. Его считают сумасшедшим, возможно, это справедливо, но мы показываем, что он, скорее всего, кое-что знал о чемерице и фармакологии в целом.Тревор Люкисследователь
О том, чем пахло в Древнем Риме, и замечали ли римляне этот аромат, читайте в материале Hi-Tech Mail.

