Бактерии "накормят" энергией датчики, расположенные в далеких местах Земли

23.06.2022, 17:44
Ученые Бингемтонского университета разработали биобатарею, в которой электроэнергию вырабатывают бактерии. Чтобы обеспечить автономную бесперебойную работу батареи в нее был включен слои фотосинтезирующих бактерий, которые под действием солнечных вырабатывают питательные вещества для бактерий производящих электричество. Первая версия батареи проработала уже несколько недель.
Владимир Губайловский
Бактерии «накормят» энергией датчики, расположенные в далеких местах Земли

Биобатареи на бактериях — очень перспективный источник электроэнергии для интернета вещей

По мере того, как наши потребности в технологиях растут, а Интернет вещей все больше связывает наши устройства и датчики вместе, выяснение того, как обеспечить питание в удаленных местах, становится все более важным.

Биобатареи,  которые генерируют электричество за счет взаимодействия бактерий, — перспективный источник энергии, но такая батарея в автономном режиме работает всего несколько часов. Бактерии подъедают питательные вещества, и все заканчивается.  Конечно, такой источник на датчик, удаленный за тысячи километров от жилья, не поставишь.

В новом исследовании, опубликованном в Journal of Power Sources ученые Бингемтонского университета предложили биобатарею другого типа:  она работает в течение нескольких недель.

В биобатарее три типа бактерий. Они размещены в отдельных камерах «стопкой». Ученые описывают принцип работы так. Верхний слой — это фотосинтезирующие бактерии, которые производят питательные вещества для бактериальных клеток внизу. Под ними находится промежуточный слой — это бактерии, выполняющие служебные функции для самого нижнего слоя. А самый нижний — это бактерии, производящие электричество.

Фотосинтезирующим бактериям нужен солнечный свет, но они способны производить питательные вещества «впрок», чтобы их нижние соседи не голодали по ночам. Собственно, в этом и заключается одно из преимуществ биобатареи перед солнечной панелью.

Главное применение — питание удаленных датчиков

Ученые считают, что самым главным применением для Интернета вещей будут беспроводные сенсорные сети, развернутые в самых удаленных и суровых условиях. Эти датчики будут находиться далеко от электросети, и до них будет  трудно добраться, чтобы заменить традиционные батареи, когда они разрядятся. Поскольку эти сети позволят соединить все уголки мира, автономная мощность является наиболее важным требованием.

Исследователи сравнили новые биобатареи размером 3 на 3 сантиметра с кубиками Lego, которые можно комбинировать и переконфигурировать различными способами в зависимости от нужной электрической мощности, необходимой датчику или устройству. Осталось «научить» такие батареи работать годами, это непростая задача, но ученые считают, что задача разрешимая.