Авиалайнер выполнил визуальную посадку по камерам
В ходе испытаний пассажирский самолёт Airbus A350, оборудованный этой системой, совершил шесть полётов, включая один, во время которого лайнер в полностью автоматическом режиме выполнил рулёжку по аэродрому, взлёт и посадку. Во всех случаях автоматика использовала для управления самолётом только данные с внешних видеокамер.
Считается, что автоматизация пассажирских самолётов сделает перелеты безопаснее и позволит решить проблему распределения эшелонов в воздушном пространстве аэродромов и сокращения интервалов между взлётами и посадками самолётов. Системы технического зрения позволят автоматизировать процессы взлёта и посадки на аэродромах, не имеющих курсо-глиссадных и других систем инструментальных операций.
Разработчики предполагают, что системы технического зрения, изображения в которых обрабатываются алгоритмами, могут быть достаточно точны, чтобы обеспечивать взлёт и посадку самолета исключительно по изображениям с камер и данным спутниковых систем глобального позиционирования. Разработка визуальной автоматической системы ведётся Airbus в рамках проекта ATTOL (Autonomous Taxi, Takeoff and Landing).
Подробности об устройстве системы разработчики не раскрывают. Для обучения нейросетевых алгоритмов, обрабатывающих видеопоток с камер, использовались более 450 записей различных полетов. На них нейросети обучались распознавать аэродромы, световую индикацию и разметку. В испытаниях использовался самолёт A350−1000, который совершил шесть испытательных полётов.
Четыре из них было с полностью автоматическим взлётом и пять — с полностью автоматической посадкой. Во время проверок в самолёте находились лётчики-испытатели, которые должны были перехватить управление в случае нештатной ситуации. Испытания проводились в аэропорту Тулуза-Бланьяк на юге Франции. Испытания автоматической визуальной системы на A350−1000 проводятся с января 2020 года.