Авиакомпании внедрили «умные» цены: платить придется больше

Американская авиакомпания Delta запустила революционную систему ценообразования, которая определяет стоимость билета для каждого клиента индивидуально, сообщает Fortune. Искусственный интеллект анализирует поведение пользователя и рассчитывает максимальную сумму, которую тот готов заплатить за конкретный рейс.
Президент Delta Глен Хауэнштейн сообщил инвесторам о планах компании довести долю таких «персональных» тарифов до 20% к концу текущего года. Сейчас ИИ-алгоритмы формируют стоимость только 3% билетов, но эта цифра утроилась за девять месяцев.
Delta сотрудничает с израильской компанией Fetcherr, которая разработала специальные алгоритмы для авиаиндустрии. Система работает как «супераналитик», который трудится круглосуточно и в режиме реального времени просчитывает оптимальные ценовые точки. Хауэнштейн сравнил новую технологию с полной перестройкой подходов к тарификации. Конечная цель — отказаться от фиксированных цен и создать модель, где каждый пассажир видит уникальную стоимость перелета, рассчитанную специально для него.

Эксперты предупреждают: эра справедливого ценообразования закончилась. Цена, которую видит покупатель, теперь отражает не универсальный тариф, а сумму, которую алгоритм считает приемлемой именно для этого человека. Исследования показывают тревожную тенденцию: лучшие предложения получают самые обеспеченные клиенты, а худшие достаются людям с низкими доходами. Последние часто не имеют альтернативных вариантов путешествий и вынуждены соглашаться на любые условия.
Защитники прав потребителей бьют тревогу. Джастин Клочко из организации Consumer Watchdog называет происходящее «взломом мозгов» пассажиров. Сенатор Рубен Гальего назвал практику Delta «хищническим ценообразованием».
Delta заявляет о нулевой терпимости к дискриминации и утверждает, что тарифы формируются исключительно на основе факторов, связанных с поездкой. Компания подчеркивает соблюдение федерального законодательства, но не раскрывает детали защитных механизмов.

Проблема в том, что без публичного реестра всех тарифов практически невозможно отследить, не завышает ли авиакомпания цены для определенных групп населения. Федеральные законы запрещают различное ценообразование по признакам пола или этнической принадлежности, но использование некоторых идентификаторов может косвенно затрагивать защищенные категории граждан.
Delta стала первой крупной авиакомпанией, которая открыто говорит о масштабном применении ИИ в ценообразовании. Однако другие перевозчики тоже экспериментируют с подобными технологиями: United Airlines использует генеративный интеллект для уведомлений об отменах рейсов, а American Airlines — для прогнозирования опозданий пассажиров.
Также ранее стало известно, что в России собрали 14 новых отечественных самолетов, которые заменят иностранные лайнеры. Подробности в статье.
