Авиация США отказывается от Windows 95 и дискет

FAA отказывается от дискет и Windows 95 в управлении воздушным движением
FAA отказывается от дискет и Windows 95 в управлении воздушным движениемИсточник: popularmechanics.com

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) наконец-то решило отказаться от дискет и Windows 95 в системах управления воздушным движением (УВД). Глава агентства Крис Рошело заявил, что пришло время перейти на технологии XXI века.

Мы наконец заменяем систему. Больше никаких дискет и бумажных полосок, — сказал Рошело на слушаниях в Комитете по ассигнованиям Палаты представителей.

Речь идет о бумажных полетных лентах — картонных карточках, на которых вручную или печатным способом фиксируются данные о рейсе: позывной, тип воздушного судна, высота и другие параметры.

Почему это происходит только сейчас

Еще в 2023 году FAA признало, что более трети систем УВД в США устарели и начинают выходить из строя. Однако замена их — сложная и дорогостоящая задача. Эти системы были разработаны в 1990-х, прошли строгую сертификацию и изначально считались «нерушимыми». Любое обновление требует перепроектирования с нуля с учетом современных стандартов безопасности.

Авиакомпании, профсоюзы и производители объединились в коалицию Modern Skies, запустив кампанию за обновление систем УВД. В одной из реклам они напомнили, что дискеты — технология 1980-х — до сих пор используются в критически важной инфраструктуре.

FAA уже разослало запросы компаниям на предложения по модернизации. Ожидается, что переход займет около четырех лет и обойдется в десятки миллиардов долларов, хотя эксперты считают эти сроки слишком оптимистичными.

FAA отказывается от дискет и Windows 95 в управлении воздушным движением
FAA отказывается от дискет и Windows 95 в управлении воздушным движениемИсточник: unsplash

Напомним, Sony прекратила выпуск дискет еще в 2011 году, но несмотря на это, некоторые отрасли (например, транспортные системы Сан-Франциско) отказались от них лишь недавно. Что касается Windows 95, ее до сих пор можно встретить в банкоматах, лифтах, поездах и госучреждениях по всему миру. Причина — дороговизна замены оборудования, бюрократические барьеры и необходимость переписывать специализированное ПО.

Аналитики авиационной отрасли и IT-специалисты в целом одобряют решение FAA, однако скептически относятся к заявленным срокам.

Четыре года — это крайне амбициозно, учитывая масштабы перехода. Нужно не просто заменить железо, но и переписать софт, провести тесты, обучить персонал. А главное — избежать сбоев в работе. Один день простоя системы УВД обойдется в сотни миллионов долларов.
Джейн Коллинз
эксперт по кибербезопасности из MITER Corporation
FAA отказывается от дискет и Windows 95 в управлении воздушным движением
FAA отказывается от дискет и Windows 95 в управлении воздушным движениемИсточник: Unsplash

Тем не менее, все согласны: переход неизбежен. Дискеты физически изнашиваются, а Windows 95 не поддерживает даже базовые протоколы шифрования и каждый год задержки увеличивает риски.

Читайте также нашу статью о том, как американская компания Lockheed Martin разрабатывает беспилотную версию истребителя F-35.

Поделиться

©  HI-TECH@Mail.Ru