Апокалипсис сегодня: конец света в играх и реальности
Вопреки достижениям науки и техники, человечество обречено. Завтра или через тысячи лет, но рано или поздно всё закончится. Большинство людей понимает это, поэтому страх перед концом света универсален, вне зависимости от цвета кожи и религиозных убеждений. Не удивительно, что образ апокалипсиса прочно вошёл в культуру, от литературы до видеоигр. Разработчики предлагают самые разные сценарии конца света, но давайте рассмотрим наиболее популярные и оценим вероятность их осуществления в реальном мире.
Война миров Вторжение инопланетян — идея хоть и фантастическая, но востребованная. С тех пор, как Герберт Уэллс напугал весь мир марсианскими треножниками, многих людей не оставляет иррациональное «а вдруг они нас захватят?» Как только не представляли эту тему игровые разработчики. Герой Duke Nukem спасает от пришельцев фигуристых земных женщин, Гордон Фримен из Half-Life 2 борется с установленным инопланетянами в Сити 17 тоталитарным режимом, а банда Святых из Saints Row IV превращает войну с оккупантами Земли в буффонаду.
С солидным размахом война миров подана в сериале Mass Effect, где суперцивилизация Жнецов зачищает галактику от других разумных рас, включая людей. Всюду пришельцы выглядят кровожадными агрессорами, даже если они не отличаются особым интеллектом, как в Serious Sam. Популяризатор науки Карл Саган однажды задал вполне закономерный вопрос: зачем существам, освоившим межзвёздные путешествия, уничтожать человечество?
И действительно, у такого сценария слишком много «если»: надо, чтобы зелёные человечки существовали, и чтобы они обладали амбициями Гитлера или хотя бы Тамерлана. Уже с первым пунктом проблемы: хотя количество потенциально обитаемых миров велико просто в силу статистики, реальных доказательств (пока?) нет. Это скорее вопрос веры. Еще древние шумеры верили в аннунаков с планеты Нибиру — аналог big brother, который, естественно, watching you. Три тысячелетия спустя Джордано Бруно сожгли на костре за подобные домыслы.
Апогей страстей по инопланетянам пришёлся на XX век. Самый известный случай — предполагаемое крушение блюдца с гуманоидами в американском Розуэлле в 1947, но эта история выглядит бредятиной почище лазерного оружия у древних египтян. Опасаться вроде нечего, но самое интересное, что инопланетные захватчики могут существовать на самом деле.
Когда медицина бессильна Вариант инфекционного апокалипсиса куда ближе к реальности, чем марсиане с бластерами, ведь все мы не понаслышке знаем о болезнях. Самое яркое воплощение эта тема получила в зомби-проектах, где неизвестный науке вирус превращает нормальных людей в ходячих мертвецов. Именно так и появились враги из Left 4 Dead и Dying Light, а T-вирус из сериала Resident Evil заражает даже умерших.
Игра про зомби может быть весьма серьёзной, как The Last of Us или The Walking Dead, или преподносить историю с юмором, как франчайз Dead Rising. Тема глобального заражения, к тому же, не исчерпывается андедами. Например, стратегия Plague Inc. разрешает уничтожить человечество разными возбудителями болезни, от бактерий до паразитических червей.
Людям есть, чего бояться: европейская цивилизация неоднократно находилась под угрозой из-за пандемий, а в Америке привезённые из-за океана вирусы убили больше коренного населения, чем все конкистадоры, вместе взятые. Впрочем, можно противостоять даже неизлечимым инфекциям. В 1346 году из Крыма в Геную отплыл корабль с зараженными чумой людьми — они принесли в Европу «чёрную смерть», убившую по крайней мере 60 млн человек. В то время от мора не было надёжной защиты, однако люди выстояли.
Тем более выстоят сейчас, используя знания в области эпидемиологии и микробиологии. Современные эпидемии — бич отсталых регионов вроде центральной Африки, где болезням помогают плохие санитарные условия. Так что можно расслабиться, но помните: чума до сих пор дремлет где-то в степях Азии, ожидая подходящего часа.
Камни с неба Ужасная картина: астероид Апофис приближается к Земле, а люди прячутся в подземных бункерах, чтобы выжить в том аду, что начнется после столкновения. Такова завязка шутера Rage, где очнувшийся после анабиоза протагонист выходит из бункера в разрушенный мир, полный головорезов и мутантов.
Падение космического тела привело к концу цивилизации и в ролевой игре Krater от компании Fatshark. Только здесь нужно управлять не одним, а несколькими героями — на манер Fallout или Wasteland 2. Сотрудники Insomniac Games пошли дальше: по версии сериала Resistance, Тунгусский метеорит занес на Землю вирус, превращающий людей в чудовищ-химер. Но так ли страшна эта угроза из космоса, как она представлена в видеоиграх?
В июле 1994 года комета Шумейкеров-Леви распалась на обломки и столкнулась с Юпитером. За событием следили все астрономы мира, ведь оно было своеобразным предупреждением: одного из кусков такой кометы хватило бы, чтобы уничтожить на Земле всё живое. Катастрофа двадцатилетней давности не только вдохновила авторов фильма «Армагеддон», но и подстегнула поиск потенциально опасных объектов, угрожающих нашей планете.
[embedded content]
В число таких вошел и Апофис, упомянутый в Rage. Правда, столкновение с этим астероидом маловероятно — максимальное сближение ожидается в 2036 году, тогда и посмотрим. Глобальной катастрофой чреваты булыжники массивней Апофиса, достигающие километра в диаметре. Падение такой глыбы могло бы разрушить цивилизацию, и хотя прогнозы NASA оптимистичны, ничего нельзя исключать.
War never changes Незачем искать угрозу в космосе, когда она рядом — буквально рукой подать. Накопленного на Земле ядерного оружия хватит с лихвой, чтобы не только убить человечество, но и вообще уничтожить жизнь как таковую. Последствия Третьей мировой показаны в сериале Fallout, мир которого был разрушен атомными бомбами. В шутерах Metro 2033 и Metro: Last Light люди укрылись от бомбежки под землей, на станциях метро. И пока человечество деградировало во тьме туннелей, на руинах Москвы расплодились невиданные чудища.
Глобальная война уничтожила людей и в приключенческом экшене Enslaved: Odyssey to the West — здесь немногих выживших отлавливают и порабощают роботы. «Я не знаю, каким оружием будут воевать в Третьей мировой войне, но в Четвёртой — точно палками и камнями», — сказал когда-то Альберт Эйнштейн. И он, вероятно, был чертовски прав.
В 1962 году над миром нависла реальная угроза ядерной войны. 14 октября американский самолёт-разведчик обнаружил советские ракеты на Кубе — это стало серьёзным потрясением для всего истеблишмента США, включая президента Кеннеди. Поскольку посол СССР отрицал существование ракет, стало ясно, что коммунисты готовятся к войне…
К счастью, ситуацию решили взаимные уступки на высшем уровне. Наверняка авторы кризиса испугались последствий ядерной войны — не только для США и СССР, но и для всего мира. После 1962 вероятность такого конфликта занимала людские умы, от светлых до средних, что позволило теме прочно закрепиться в массовой культуре. Угроза актуальна и сейчас — хотя бы потому, что по-прежнему существует ядерное оружие.
От неё не убежать Не списывайте со счетов старушку Землю — она ещё способна преподнести немало сюрпризов. В тактическом шутере Binary Domain (от создателей Yakuza) показаны последствия глобального потепления: из-за наводнений оказались затоплены многие города, миллионы людей остались без крова или погибли. Вступление стратегии Civilization: Beyond Earth рисует не менее печальную картину. Подойдя к своему закату, цивилизации Земли стали искать среди звёзд новый дом — очевидно, из-за всё менее комфортной жизни в старом. Перенаселение, засуха и неурожай кого угодно заставят строить ракеты — «Интерстеллар» смотрели?
Некоторые разработчики игр, забыв о глобальных катаклизмах, живописуют кошмары локальные. В шутере Spec Ops: The Line город Дубай занесло песком, а в S.T. A.L.K. E.R.: Shadow of Chernobyl природа проявила себя после техногенной катастрофы. Заброшенные заводы и станции, ржавеющие на путях локомотивы, остовы грузовиков на обочинах, бандиты в «абибасах» — добавьте к знакомой с детства картине аномалии с мутантами, и катаклизм готов.
Страх человека перед стихией уходит корнями в древность, поэтому мифы разных народов полны катастроф: наводнения, землетрясения, мороз и солнце — нашлось место всему, что разрушает. Три с половиной тысячи лет назад произошло извержение вулкана Санторин, нанесшее непоправимый ущерб крито-микенской цивилизации. Врыв сотряс города, а волна цунами прошлась по Средиземному морю и накрыла некоторые острова — так родилась легенда о всемирном потопе и Атлантиде.
Но вулканы — не единственная опасность. Сегодня мы живём в аномально мягком климате — последний раз так же тепло было около полумиллиона лет назад. Вся человеческая цивилизация развилась в межледниковье, которое рано или поздно закончится. В отличие от атаки пришельцев или зомби-вируса, ледниковый период — не выдумка талантливых фантастов, а часть природных циклов Земли. Однажды льды отступили, дав человечеству захватить весь мир, но они вернутся.
Всё не так уж плохо Можно до бесконечности размышлять, что нас убьёт, а что — сделает сильнее. Но самый философский подход — что называется, не заморачиваться: если и случится что-то из описанного выше, то уж точно не по вашей вине или воле. Кроме того, даже самые гнетущие игры про конец света дают надежду (о«кей, почти все). Всегда кто-то выживает, борется, прёт против порядка вещей — за таких героев и предлагается играть. Интересно, что эти самые герои воплощают в себе характер нашего биологического вида: в них есть находчивость, сила, великодушие и решительность. Сюжеты про постапокалипсис не только психологически готовят к грядущим невзгодам, но и напоминают о человеческих качествах, не раз выручавших нас в любых неприятностях.
Автор текста: Александр Бурсов
Источник: 4pda.ru
© 4PDA