ANITA: первый настольный электронный калькулятор

Представьте себе, что в колонке вакансий газеты бесплатных объявлений вы находите такое вот «заманчивое» предложение: «Требуется оператор калькулятора. Полный социальный пакет. Гарантированный карьерный рост». Скорее всего, вы решите, что это – розыгрыш или очередное лохотрон-надувательство. Однако в Великобритании сороковых годов прошлого столетия такое объявление было в порядке вещей. Более того, профессия «оператор калькулятора» пользовалась большим спросом и действительно гарантировала неплохой карьерный рост и социальные бонусы. Все потому, что работодателем «калькулятороводов» выступала уважаемая компания Bell Punch Company, входящая в крупнейший британский холдинг Control Systems Ltd. Его клиентами были и военное ведомство островной империи, и государственные учреждения – как самой Великобритании, так и большинства европейских государств.

Неудивительно, что именно в исследовательских недрах Bell Punch Company и был разработан первый электронный калькулятор персонального применения ANITA, что означало в то время настольный вариант, который без труда мог поднять и перенести мужчина средней комплекции.

И несмотря на то, что пальму первенства в разработке самого распространенного ныне персонального вычислителя у Bell Punch Company пытаются вырвать другие компании, стоит признать, что реально все они находятся в роли догоняющего. Ведь с патентами и официально зафиксированными выставочными экземплярами ANITA не поспоришь. Впрочем, история «первого настольного электронного…» началась задолго до электроники и даже… задолго до калькуляторов. Ведь слово «punch» (дырокол, компостер) появилось в названии Bell Punch Company не случайно.

От дырокола до adding machine. Рост, слияния и поглощения

Семидесятые годы девятнадцатого века. Развитие общественного транспорта Британской империи переживает новый виток, связанный с индустриализацией общества. Все реже на улицах английских городов можно наблюдать гужевой транспорт – знаменитые кэбы. Вместо них по свежепроложенным рельсам грохочут трамваи, а на дорогах все чаще можно увидеть фиакры – моторизованные наемные экипажи (новинка, изобретенная во Франции).

Несмотря на растущую популярность новых видов транспорта, в системе оплаты поездок никакого согласья нет. Разные муниципальные округа городов вводят свои тарифные планы, и зачастую пассажир, пересекающий на трамвае или фиакре несколько лондонских районов, вынужден несколько раз вносить плату за проезд, попутно доказывая входящим кондукторам, что предыдущий участок пути уже оплачен.

Чтобы устранить эту проблему, действительно мешающую активному внедрению транспортных новшеств, в 1878 году трамвайные компании Великобритании совместно учреждают новую компанию – Bell Punch Company.

Создание Bell Punch Company было связано с патентованием трамвайных компостеров.

Реклама самой распространенной модели punch-машинки от Bell Punch.

Вот так «с punch-машинкой на ремне» выглядели кондукторы британских трамваев.

Единственной целью ее создания является приобретение патентных прав у американской компании Williamson на реализацию технологии печати проездных билетов и производство ticket punch – тех самых штук, которые в советском общественном транспорте именовались «компостеры».

Теперь кондукторы, используя punch-машинки, фиксировали факт поездки пассажиров, а с помощью цветных билетов была решена проблема пересечения разных тарифных зон.

Punch-бизнес молодой компании Bell Punch Company оказался весьма прибыльным. Ведь популярность общественного транспорта росла не только в Лондоне, но и в других городах империи и за ее границами. Ticket punch при этом получает также совершенно новый рынок сбыта – общественные увеселительные заведения: кинотеатры, стадионы, ипподромы. Везде, где можно продать билеты и зафиксировать факт посещения, используется продукция Bell Punch Company.

К 1884 году начальный капитал компании был утроен и составил внушительные сто тысяч фунтов стерлингов. А вывод на рынок усовершенствованной версии ticket punch, automaticket, которую можно было носить на ремне, перекинув через плечо, увеличил прибыль еще больше.

Продвинутые модели компостеров производства Bell Punch.

Производственные мощности Bell Punch Company растут. И даже пожар, случившийся на ее лондонской фабрике, не влияет на постоянное развитие производства. Более того, пожар поспособствовал переезду основных мощностей компании в новые, просторные цеха, расположенные в Оксбридже (западный Лондон).

Трудно поверить, что эта гигантская фабрика выпускала всего-навсего компостеры.

Свою разнообразнейшую деятельность Bell Punch активно рекламировала.

С изобретением в 1891 году таксометра компания открывает для себя другую потребительскую нишу – автомобильные кэбы (будущие такси).

В 1927 году для введения более эффективного управления разнообразными направлениями деятельности Bell Punch Company принимается решение о создании холдинговой компании Control Systems Ltd., объединяющей активы всех производств Bell Punch и ее дочерних предприятий.

«Хорошо, а где же калькуляторы?» – спросит читатель. Они уже практически на подходе. И, как ни странно, их производство в Bell Punch Company обязано таксометрам – тем самым счетчикам, которые дали имя целому виду городского транспорта. Ведь именно для производства таксометров, которые до 1930 года не производила ни одна британская компания (основная масса импортировалась из США), маркетологи Bell Punch Company разыскали необходимый механизм счета (adding mechanism). Реализован он был в небольших механических счетных машинках (adding machines) Pettometer, которые производила компания, занимающаяся в основном оборудованием для буровых установок и двигателями внутреннего сгорания, Petters Ltd. Точнее, «петтометры» были изобретением одного из сыновей основателя Petters Ltd., Гая Петтера, который и открыл их небольшое производство.

Механические комптометры и National Calculating Service

В 1936 году Bell Punch Company приобретает права на выпуск счетных машинок у Petters Ltd. На рынке появляются активно рекламируемые adding machine под торговой маркой Plus Adder. Фактически это был так и не попавший на рынок Pettometer.

Тот самый Pettometer, превратившийся в модель Bell Punch Plus Adder.

Plus Adder был компактной механической счетной машиной, работающей с десятизначными десятичными числами. Для ввода числа в каждый разряд использовался ряд из пяти клавиш (от 1 до 5). Такая «полудесятичная», урезанная клавиатура называлась «abbrivated keyboard». Для введения с ее помощью числа больше пяти требовалось соответствующую клавишу нажать дважды.

В 1937 году компания выпускает расширенный вариант Plus Adder с полным рядом клавиш (от 1 до 9) в каждом разряде. Эта счетная машина получает собственное имя: Sumlock.

Модель Sumlock на годы определила классический внешний вид механической счетной машины.

Удобные и неприхотливые в работе Plus и Sumlock мгновенно завоевывают широчайшую популярность. За период их производства (примерно до семидесятых годов прошлого столетия) было выпущено более миллиона экземпляров этих счетных машин.

Напряженная трудовая деятельность в офисе. На столах клерков комптометры Sumlock.

Свои новые для британского потребительского рынка устройства Bell Punch Company именует комптометрами (comptometer) – словообразование от «compute» и «taximeter». Базовой арифметической операцией комптометров Bell Punch Company было сложение. Для того чтобы выполнять остальные арифметические операции, требовалось освоить специальную методику работы с ними.

Чтобы поддерживать растущий спрос на комптометры, Bell Punch Company открывает сеть курсов освоения премудростей работы на Plus и Sumlock, именуемых Sumlock Comptometer College. Выпускники курсов гордо носили знаки дипломированных sumlocker’ов и были весьма востребованы в самых разных областях деятельности. Поскольку модель Sumlock позволяла одновременно нажимать сразу несколько клавиш, был даже разработан слепой десятипальцевый метод работы с ней.

Ученики колледжа Sumlock Comptometer.

Значок специалиста калькуляторных наук.

Основав Sumlock Comptometer College, компания Bell Punch Company не остановилась в развитии рынка потребительских услуг. Следующими за калькуляторными школами открылись многочисленные сервисные центры, где квалифицированные механики выполняли диагностику и ремонт отказавших комптометров. Апогеем же стало создание структуры, именуемой ни много ни мало Национальный калькуляционный сервис (NCS – National Calculating Service). По нынешним, облачным, временам NCS можно было бы назвать PaaS (Platform as a Service), где в качестве платформы, арендуемой потребителями, которым нужно было что-либо рассчитать, использовались комптометры Plus и Sumlock. Более тысячи специально нанятых квалифицированных «операторов калькуляторов» в двадцати девяти своеобразных дата-центрах по всей стране без устали выполняли задания заказчиков. Расценки при этом были весьма божеские. За один расчет лондонское отделение сервиса брало около тридцати шести фунтов стерлингов, а провинциальное – около тридцати.

«Вычислительная мощь» сервиса National Calculating Service.

Комплексный подход к «калькулятизации» всей страны сделал Bell Punch Company неоспоримым лидером в области механических счетных машин не только в Туманном Альбионе, но и в большинстве европейских держав. Так зачем же компания с таким успешным механическим бизнесом решилась на эксперименты с электроникой? И не просто решилась, а поставила себе задачу стать в деле электронных счетных машин первой.

Секретный проект ANITA. Страсти по декатрону

Беспокойство руководителей Bell Punch Company было вполне оправданным. К середине пятидесятых годов прошлого столетия на горизонте мира бизнес-вычислителей появился новый игрок – компьютеры. Создаваемые поначалу чисто для военных целей, эти бинарные ламповые монстры постепенно мутировали в инструмент общего пользования. Для производителя комптометров, которыми пользовались все, их появление означало неминуемый закат карьеры. Если, конечно, вовремя не подстелить соломки, используя, наверное, единственное слабое место цифровых ЭВМ – цену.

На тот период самый захудалый компьютер занимал помещение размером с баскетбольную площадку, весил как пару грузовиков с щебнем и стоил (в Великобритании) около пятидесяти тысяч фунтов стерлингов. И если массогабаритные показатели не являлись каким-то серьезным препятствием для бизнесменов, то цена с четырьмя нулями больно кусалась.

В Bell Punch Company было принято решение ответить на появление компьютеров электронной альтернативой – настольным калькулятором, который стоил бы в сто раз меньше. Так, в мастерских производителя механических комптометров поселился дух электроники.

Секретный проект по производству электронного калькулятора получил кодовое имя ANITA. Оно было аббревиатурой – A New Inspiration to Accounting. Дословный перевод будет бессмысленным, а образный звучит так: «Вдыхающий новую жизнь в бухучет». Воистину надежды и чаяния компании свелись в одно емкое сокращение.

Для проекта ANITA был найден «собственный» гениальный ученый. Норберт Китц (Norbert Kitz), которого друзья называли Norman, просто-таки болел идеей электронного счетовода. В 1950 году, успешно защитив диссертацию по цифровым вычислениям в Лондонском университете, Китц по распределению попадает в Национальную физическую лабораторию, где в промежутках между экспериментами работает над прототипом ACE (Automatic Computing Engine) – фактически над электронным калькулятором.

Маркетологи Bell Punch Company быстро увидели в его наработках перспективное зерно и предоставили молодому ученому все условия для работы. Задача, которую решал Китц, была не из легких. Ему требовалось разработать цифровые схемы для базовых арифметических операций, решить проблему с памятью калькулятора – хранилищем промежуточных значений, реализовать клавиатуру, взаимодействующую с электрическими схемами, найти решение для вывода результатов вычислений.

А главное – уместить все это хозяйство в корпус, сопоставимый с размерами комптометров Sumlock и сделать ANITA не намного дороже их. В 1958 году первый прототип ANITA был продемонстрирован руководству компании. Как и у большинства тогдашних компьютеров, электронной начинкой ANITA стали лампы. В качестве сердца калькулятора, счетчика, Китц применил уникальную для своего времени лампу декатрон (decatron).

Главной деталью первой версии калькулятора ANITA стала лампа декатрон.

Его управляющие подкатоды были связаны с контактами, идущими от клавиатуры. Сама клавиатура в прототипе ANITA осталась механической, в той самой полноразрядной версии, которая использовалась в популярнейшем Sumlock. Остроумно была решена проблема связи механики и электрической части калькулятора. Нажатие клавиши с помощью рычажков превращалось во вращательное движение контактного диска, похожего на дисковый номеронабиратель телефонов. Количество импульсов, соответствующее нужной цифре, замыкало определенное реле, подключая необходимый катод декатрона.

Патентные схемы калькулятора ANITA.

Для вывода результата набора и вычислений Китц рискнул применить новинку – специальную многокатодную лампу Nixie, способную отображать цифры.

Nixie-лампы дисплея и плата, на которой они крепились.

Выбор ламповой начинки ANITA был не случаен. Первые германиевые транзисторы в то время были весьма ненадежными, да и стоили на порядок дороже ламп. Впрочем, назвать конструкцию прототипа ANITA идеальной было сложно. Ее тяжелый трансформаторный блок питания при перевозках так и норовил вылететь из корпуса. Декатрон тоже частенько выскакивал из своего гнезда, а цифровые Nixie-лампы были склонны к короткому замыканию между катодами. Да и гибридная механо-электрическая клавиатура иногда давала сбои.

Чтобы сделать конструкцию достаточно прочной, устойчивой к перевозкам и разным климатическим условиям, Bell Punch Company пришлось на одной из своих бумажных фабрик экспериментировать с упаковкой для ANITA, проводя, наверное, первые в истории промышленности краш-тесты.

Но главная проблема заключалась в частом появлении ошибок счета, связанных с особенностями работы декатрона. Так как в калькуляторе декатрон подолгу работал в режиме подачи напряжения на один из индикаторных катодов (например, когда пользователь ввел одно число и долго не вводит второе), его электрические характеристики начинали меняться, поскольку в ходе долгого свечения катода с его поверхности активно испарялись молекулы металла. Затратив массу времени и усилий, Китц с командой решили эту проблему. Они отказались от декатрона в качестве счетчика и использовали вместо него десять ламповых триодов – триггерных трубок. Сам декатрон остался в схеме, играя роль тактового генератора.

Не меньше хлопот доставила проверка ANITA на соответствие международным стандартам электробезопасности, проводимым британским институтом стандартов (British Standarts Institution), а также организациями по стандартизации стран, куда Bell Punch Company намеревалась экспортировать ANITA. После длительных проверок и массы модификаций ANITA получила вожделенные сертификаты электробезопасности. В конце 1960 года промышленный вариант ANITA был готов. Он получил название ANITA Mk VII, поскольку предыдущая модель механического комптометра называлась Sumlock Mk VI.

Первый вариант ANITA Mk VII со снятым кожухом.

Представлена ANITA Mk VII была на Международной выставке бизнес-оборудования в Гамбурге в октябре 1961 года и сразу стала бестселлером. Демонстрируя свое детище, Норберт Китц особо подчеркивал тот факт, что ANITA базируется на десятичной арифметике. «Никаких заигрываний с двоичной логикой», – говорил он, намекая, что ANITA – это не компьютер, а нечто более простое и понятное обывателю.

Рекламный буклет ANITA Mk VII на выставке в Ганновере.

В том же 1961 году сотрудники экспортного отдела Bell Punch Company повезли экземпляр ANITA Mk VII в Москву, где в рамках дней Великобритании с ней ознакомился Никита Хрущев. Торговля с СССР, правда, не заладилась. Неподходящие были времена.

Хрущев и Микоян знакомятся с ANITA Mk VII.

В 1962 году на лондонском бизнес-форуме была продемонстрирована усовершенствованная версия ANITA Mk 8, которая рекламировалась как «simle and silent» – простая в освоении и тихая. Кстати, тихая работа ANITA некоторое время была ее антирекламой. Привыкшие к шумным механическим комптометрам, операторы калькуляторов не могли смириться с тишиной при работе с электронной моделью.

При цене в 355 фунтов стерлингов ANITA Mk 8 продавалась десятками тысяч экземпляров, вызывая дикую зависть далеко отставших конкурентов. А благодаря налаженному процессу обучения операторов и развитой сервисной сети у Bell Punch Company долго не было достойных конкурентов.

ANITA Mk 8 и ее рекламный буклет на выставке в Лондоне.

О популярности ANITA Mk 8 говорит ее разнообразнейшая реклама.

Не правда ли, ситуация с ANITA напоминает нынешнее положение Apple iPad в роли фаворита планшетной отрасли?

Битва с конкурентами и транзисторное будущее ANITA

Конкуренты ANITA замаячили на горизонте только к 1964 году. И они были транзисторными. Первой вступила в противостояние японская модель Sharp Compet CS-10A – практически полнофункциональный клон тогдашней модели ANITA Mk 9, базирующийся на германиевых транзисторах.

Sharp Compet CS-10A – первый конкурент ANITA.

Вдогонку ему появился американский калькулятор Friden 130, использовавший вместо индикаторов на Nixie-лампах небольшой ЭЛТ-экран и память на акустической линии задержки. Особенностью калькулятора Friden было использование десятикнопочной раскладки клавиатуры, ставшей стандартной во всех современных калькуляторах. Именно по этой причине Friden 130 и метит в основоположники электронных калькуляторов, что, очевидно, не совсем корректно по отношению к первенцу ANITA Mk VII.

Успехи конкурентов заставили Bell Punch Company поднапрячься и выпустить транзисторные варианты ANITA. При этом модель ANITA 1000 и ее продолжательница ANITA 1010, умевшая вычислять проценты, вновь стали фаворитами рынка, завоевав сердца потребителей своими компактными размерами и небольшим весом.

В модели ANITA 1011 впервые были применены интегральные микросхемы.

Экспериментировала Bell Punch Company и с первыми интегральными микросхемами, что позволило ей в 1971 году выпустить модификацию ANITA 1011 LSI, работающую на батарейках. Выпуск линейки ANITA продолжался вплоть до 1973 года, были разработаны и карманные варианты этих калькуляторов. Возможно, мы и сегодня бы пользовались калькуляторами ANITA, как пользовались некогда моделями Sharp и Casio, если бы не превратности бизнеса.

Входя в весьма крупный холдинг, Bell Punch Company была в середине семидесятых годов прошлого столетия подвергнута реструктуризации с целью экономии средств. Это решение привело к постепенному растаскиванию активов, производства и интеллектуальной собственности компании по многочисленным мелким ответвлениям, которые, конечно, не могли сдерживать волну электроники, хлынувшей в Великобританию из Японии и США.

Остатки Bell Punch Company постепенно отошли от калькуляторного производства, сосредоточившись на оборудовании для тотализаторов. Успешный проект ANITA был заброшен... но не забыт. В Лондонском королевском музее первый электронный калькулятор ANITA Mk VII находится на одном из почетнейших мест – как напоминание о целеустремленности и успехе компании, начавшей с компостеров и создавшей целую индустрию персональных вычислений.



©  mobi.ru