«АлаичЪ и Ко» – отзыв о программе лояльности сотрудников. Как мы в Краснодаре выстраиваем HR-процессы для сеошников

В 2017 году я написал для блога «Текстерры» колонку «Личный опыт: чем плоха удаленная работа». А потом, руководствуясь своими же тезисами, продолжал искать хорошую офисную работу в Краснодаре, где я живу. Больше всего это напоминало квест «слушай, ты же взрослый парень, тебе серьезно больше нечем заняться?».

В одном РА мы нормально общались с эйчаром. А потом пришел раздраженный креатдир и зачем-то мне нахамил, сказав, что это я должен доплачивать за счастье у них работать. В другой крупной компании двое проект-менеджеров с умным видом попросили меня решить задачку: я маленький эльф, заблудившийся в лесу. У меня есть лук и три стрелы. И я слышу, как через подлесок ломятся большие злые орки, которые обязательно меня найдут. Что я буду делать: убегать или сражаться? В общем, забавных приключений было много.

При этом я несколько лет дружил с краснодарской SEO-студией «АлаичЪ и Ко». И в какой-то момент мы просто взяли и начали работать вместе. У ребят на тот момент уже была хорошая профессиональная и человеческая атмосфера, но пару вещей для тимбилдинга запилил я сам. Я учился на практического психолога и мне всегда было интересно, влияют ли хорошие отношения в коллективе на общую продуктивность компании.

Этот пост — простое саммари наработок «АлаичЪ и Ко». Если вы с удовольствием ходите на работу, то, скорее всего, нового не увидите. Нам просто интересно это проговорить, чтобы «выложить из головы».

Важный пункт: преемственность

Руководитель студии Саша Алаев три с половиной года был сотрудником в «СКБ-Контур». Он неоднократно говорил, что это был лучший опыт в его жизни, и что ему не нравилась пятница — целых 2 выходных дня без работы! — и очень нравился понедельник, потому что можно было встать в 6 утра и собираться на работу :).

Что было хорошего в «Контуре», с его слов:

— Да все там было хорошо — комфортность рабочего места, дружный коллектив, интересные задачи. А больше всего я ценил возможность общаться напрямую с командами проектов, над которыми я работал. А это своего рода компании внутри общей компании. И отношения у нас были как у заказчика и подрядчика/исполнителя.

Первым правилом в HR-отделе было никого, никогда, ниоткуда не хантить. Общаться и приглашать на собеседование только тех специалистов, кто сам откликнулся, либо активно ищет работу. Представьте себе. На рынке и так сложно найти квалифицированных работников, а тут еще такой «костыль».

Отношение к сотрудникам — лучше я не видел нигде. Оттуда не хочется уходить, оттуда нельзя и не нужно увольняться. Но это если у тебя нет планов построить свою такую же корпорацию добра. У меня были планы, потому и ушел…

Я могу еще на пару листов писать о приятных моментах. И мне доставляет это удовольствие, воспоминания заставляют меня улыбнуться и погрузиться в те времена.

Александр Алаев
руководитель

Работа в крупной компании с отлаженными процессами помогла увидеть, «как надо» и отчасти не изобретать велосипед.

Саммари: что было сделано для комфортной работы

1. Рабочие группы

Как раз та самая модель, которую применяли в «Контуре». Когда сеошников было 8–10 человек, руководитель отдела Саша Хвалов успевал проводить планёрку с каждым, чтобы «чёкать» его проекты.

Но когда отдел вырос в два, а потом в три раза — понадобились полуавтономные рабочие группы: у каждой, опять же, свой руководитель, проекты и KPI. ГлавSEO теперь следит больше за общей картиной и стратегией, а в микроменеджмент не влазит.

Такое разделение помогло и сохранить планёрки, и разумное соотношение проектов на одного сеошника, и дало понятный карьерный лифт. При единственном «главначальнике» в отделе не совсем понятно, куда двигаться. А так можно возглавить рабочую группу. Все теперешние руководители групп выросли из изначальных подчиненных Хвалова, что, в принципе, уже некоторое время напрашивалось.

2. Сбор обратной связи

Месяца три назад Саша А. придумал, как анонимно собирать обратную связь от коллектива. Обычно это делают с помощью Google-табличек, но хотелось чего-то более винтажного. Поэтому были куплены и поставлены три симпатичные коробочки. Можно писать на листочке свои пожелания или критику и опускать в одну из коробочек. Это работает, отзывов всех категорий стало заметно больше.

Те самые коробочки и call-to-action

Вообще эту методику можно хакнуть, если сильно захотеть. Так, один умный товарищ подговорил коллег, и несколько человек написали, что офису до смерти нужна PS 4 Pro — ее, кстати, купили.

Но в целом пользы «по работе» от коробочек больше, чем вреда или баловства. Основной задачей была работа с негативом — узнавать, что людям не нравится, или что они хотели бы изменить. Никто не запрещает сказать это и напрямую (дальше будет отдельный пункт о свободе слова), но иногда написать на листочке как-то морально удобнее. Особенно для новых сотрудников, которые еще не набрались некоторой старперской наглости.

3. Собеседования, как работа с лидами

В студии есть несколько человек, которые «дошли» на работу не с первого раза. Но все-таки дошли. Если было видно, что у человека не хватает навыков, но он адекватный — ему говорили, что можно подтянуть. Кандидаты запоминали такое отношение, подтягивали «хвосты» и снова приходили на собеседование.

Одна такая девушка (Лена, привет) объективно сейчас один из самых мощных интернет-маркетологов. А еще один парень дорос до руководителя рабочей группы.

Мне часто кажется, что HR-процесс похож на работу с лидами. О похожем рассказывал Андрей Терехов из Ruward: если в агентство приходит клиент, которому цены агентства пока не по карману, можно не сразу ему отказывать. А спокойно и профессионально объяснить — почему ваша услуга стоит дороже, и где ему могут помочь на текущий момент. Работы немного, если составить скрипт. Зато человек уходит с чувством собственного достоинства и продолжает вас рекомендовать. А потом, если у него появляется больше денег, возвращается в ваше агентство. Андрей рассказывал, что регулярно заключал такие сделки.

4. Нормальная рабочая мебель и техника

Профессиональные стримеры — ребята, которые транслируют игры или шоу другого рода на Ютубе и проводят за компьютером много часов, очень серьезно относятся к рабочему месту. Они объясняют это тем, что если спине, рукам или глазам не комфортно, это плохо действует на мозг и общий тонус организма. Поэтому у любого серьезного стримера обязательно есть кресло с поддержкой спины и подлокотниками, а также достаточно большой по вертикали стол, сидя за которым ты не упираешься носом в монитор.

В студии у всех есть и то, и другое. Если кому-то будет интересно, я напишу, какие проверенные столы и стулья закупаются в Икее.

Это касается и ноутбуков. Наш завхоз регулярно закупает новые модели. А те ноуты, которые морально еще не сильно устарели, апгрейдятся планками оперативной памяти до 8–12 гигабайт — чтобы все сеошные проги, особенно парсеры чего-либо, работали без тормозов.

Несколько человек попросили вдобавок к ноутбукам большие мониторы и декстопные клавиатуры — они были куплены.

5. Как и зачем сделали страницу на сайте «Почему классно у нас работать»

Однажды Саша А. написал в рабочий чат и попросил коллег рассказать, какие моменты им не нравились на прошлых работах. Без названия компаний, просто общий опыт.

Получился интересный список, который в плане обратной связи подходит, наверное, не только для SEO-студий:

  • Компания не оплачивает специализированные сервисы и софт. Приходится снимать позиции, собирать запросы и проводить аудиты сайтов вручную.
  • Общение с клиентом только через менеджера, потому что так положено. По пути туда-обратно информация теряется и искажается.
  • Специалист ведет 100 проектов, соответственно, ничего не успевает. Кроме работы над проектами необходимо обрабатывать входящие заявки и проводить первичные аудиты сайтов для продажников.
  • Заставляют выполнять приказы (не просьбы, а именно приказы) начальства, даже если они приведут к провалу.
  • Отсутствие контроля, либо чрезмерный контроль со стороны непосредственного руководителя. Особенно, если руководитель к тому же некомпетентный.
  • Согласование простейших вопросов или просьб происходит через нескольких лиц, даже если в компании всего-то 10 человек.
  • Или так — ты отчитываешься перед десятью разными людьми. Каждый из них требует своего и чего-то разного. И делают они это одновременно.
  • Когда фирма\начальство\продажник обещает клиенту что-то заранее невероятное, а отвечать за результат приходится исполнителю, то есть тебе.
  • Делать абсолютно всё по заданному «корпоративному» алгоритму и ни шагу в сторону.
  • Согласование любых правок с клиентом длится неделю, две или дольше.
  • Бесполезные совместные планерки, где все вместе по 3 часа обсуждают какую-то фигню. (Наше мнение — планерки должны быть индивидуальными, чем меньше задействовано человек — тем лучше и продуктивнее).
  • Запрещено выходить на перекур двум и более людям одновременно — потому что они могут в это время обсуждать начальство. (WTF?)

Еще на страничке прописаны пункты »Как должно быть»,»Общение в коллективе» и »Организационные моменты».

Вот этот пункт точно привлек пару человек на работу:

Высокая концентрация опытных специалистов в одном месте. Всегда можно что-то обсудить и проконсультироваться. Где еще вы видели более 10 seo-специалистов в одном помещении в Краснодаре? :)

Ребята вели проекты на фрилансе, просто им надоело сидеть дома — захотелось общаться и обмениваться опытом с другими в хорошем смысле «задротами». Поэтому пришли в офис.

Страничка помогла лишний раз убедиться, что коллектив разговаривает на одном языке. Также ее добавили в объявления на HeadHunter, чтобы новые сотрудники могли лучше присмотреться к компании.

6. Более осмысленная работа над общением в коллективе

В некоторых digital-компаниях люди общаются между собой примерно так (это мое имхо, можно кидать кирпичи):

  • утром пришли, сказали «привет!», сели за компьютер

  • вечером выключили компьютер, сказали «всем пока!», ушли домой.

В течение дня, конечно, бывают какие-то обсуждения или шутки. Но в большинстве случаев вы не особо знаете — кто ваш сосед и чем он интересен, кроме профессиональных навыков.

Почему так складывается? Интроверты в коллективе не торопятся раскрывать душу. А брать на себя роль тамады-организатора тоже никто особо не спешит.

Поэтому мы с коллегой Алёной пролоббировали «отдыхательный проект» и реализовали его — об этом мы писали на Спарке в посте «Как мы провели тимбилдинг за 8 тысяч рублей». Если коротко — сходили в парк, ели пиццу и лазили по забавному веревочному аттракциону.

А заодно каждый человек немного больше рассказал о себе — кто он и чём живет. Выяснилось, например, что таргетолог Варвара — профессиональный музыкант с десятилетним опытом. Ей не в новинку выступать перед аудиторией.

Это знание помогло, когда мы «продавали» Варвару как спикера для регионального мероприятия ФРИИ. Организаторы волновались, что у нее не очень много подтвержденного опыта выступлений на больших предпринимательских форумах.

Что это дало: ребята увидели, что «так можно» и начали самостоятельно делать разные активности.

Не шатать! Игра не окончена!

7. Возможность спокойно выразить свое мнение кому угодно и не бояться последствий или интриг

В 2008–2009 годах я работал в крупной международной торговой компании. Однажды случилась забавная история: проходила крупная распродажа, но людей не хватало, некоторые процессы были не отлажены — мы просто загибались.

К нам зашел Сергей Б. — исполнительный директор этой сети, который проработал в ней 20 лет и начинал с должности кладовщика. Сергей увидел, какой бардак у нас творится, попросил фирменную футболку, одел и пошел работать в зал. При этом он без проблем советовался с другими продавцами и выслушивал обратную связь. Некоторые вещи после этого у нас в магазине поменялись, работать стало удобнее.

В «АлаичЪ и Ко» тоже без проблем можно высказать свое мнение или разумную критику кому угодно. И вы не будете чувствовать себя так, как будто вы плесень на низшей ступени социального развития, а перед вами — РУКОВОДСТВО из ролевой игры «ты начальник, я дурак». Как минимум для Краснодара это ощутимое достижение.

Потому что одна из причин, почему молодым и умным людям неприятно работать в том или ином месте, даже если там хорошая зарплата и все такое — это ядовитый пафос менеджеров и деление на «касты».

Почему в студии так сложилось: хочу сделать отсылку к статье Влада Титова о КМ-менеджменте на Cossa.ru. Влад писал:

«В твоем сообществе будет такая атмосфера, какую ты установишь. Новичок всегда смотрит, как здесь принято, и начинает повторять. Если в сообществе принят «срач», значит, эта модель поведения станет в сообществе основной. Люди, которым это не комфортно, станут посещать его все реже. Поздравляю, это рай для хейтеров! Если в твоем сообществе принято конструктивное общение, взаимная поддержка и юмор, то и новички стараются общаться так же. Те, кому это не комфортно — отсеиваются, но их не так много».

Влад Титов
SMM-эксперт

По всей видимости, это работает и при формировании коллектива. Сначала Саша А. приглашал людей, близких ему по духу. Потом ребята, которые стали руководителями, продолжили эту традицию. Так и сформировалась определенная культура общения.

8. Приятные штуки

Самый короткий пункт. В общем: у каждого есть именная кружка (приятно, и чтобы не путать — чья где), абонемент в фитнес-зал, подарки по праздникам. Про приставку уже было сказано. Список продолжает пополняться.

А вот такой крутой торт нам забабахали девчонки на 23-е февраля. Сами придумали, решили и сделали. Я своего миньона сразу съел :(, а некоторые коллеги поставили на стол и хранят до сих пор.

Это реализуется не на самотеке: сувениркой (и вопросом как лучше ее воплотить в той или иной форме) тоже занимается завхоз.

Главный вопрос: так, а влияет ли это все на продуктивность?

Мне всегда казалось, что у человеческой натуры есть вредное свойство: если к тебе хорошо относятся, то внутри начинает просыпаться маленькая хрюшка. У очень классной питерской студии Nimax был интересный опыт: они пару лет снимали на зиму офис в Испании и вывозили туда почти весь коллектив, спасаясь от серых туч и холода. Ну круто же: кататься на сёрфе вместо того, чтобы вытирать сопли. Но если не ошибаюсь, потом эксперимент свернули: эффективность даже самых лучших и проверенных сотрудников в таких райских условиях была на 60–70% от обычной. Немного сложно работать, когда за окном море плещется. Ребята, конечно же, продолжают отдыхать разными способами, но уже не с помощью таких длительных заездов.

У «АлаичЪ и Ко» пока получается сохранять разумный баланс между приятностью и продуктивностью. Все хорошие опции для человека работают до тех пор, пока кто-то не начинает регулярно факапить и подставлять коллег.

Ну, а общее отношение к атмосфере (чтобы подытожить) как-то выразил наш математик Юрий. Юра в целом не любит всякие тимбилдинги и надуманные игрища. Даже на корпоративную фотосессию его было сложно вытащить. Но однажды он расщедрился на такую характеристику: я, говорит, работал в других местах, где зарплата была больше, но постановка задач, процессы и общение были на порядок хуже. Поэтому здесь и присутствую.

Хочется надеяться, что это и есть ответ: «да, влияет».

©  vc.ru