8 причин не покупать электромобиль в России. Во-первых, с ремонтом беда
Электромобили — это быстрые и современные машины, но они не лишены недостатков.
Причем многие минусы характерны для всех электрокаров, поэтому про них нельзя забывать, когда речь заходит о покупке машины.
Кроме того, стоит учитывать, что в России есть свои причины не покупать электрический авто, и многие из них достаточно серьезные.
1. Мало зарядок
Реальность такова, что иметь электромобиль выгодно только в том случае, если у вас есть частный дом или паркинг. Тогда вы гарантированно будете иметь собственную зарядку, пусть и не самую быструю, зато готовую к работе в любое время. Конечно, в частном доме проще установить зарядку, но и на паркинге это можно сделать, а на некоторых они предусмотрены изначально.
Но если вы живете в квартире, то использование электромобиля может стать настоящей проблемой. Во-первых, общественных зарядок мало, причем в любых городах. В Москве их больше всего, но с учетом её размеров, их немного.
Вторая проблема заключается в том, что найти подходящую зарядку, может оказаться непросто. Проблемы могут быть самые разные: нет нужного разъема, сложно/невозможно попасть, некоторые могут не работать, а по прибытии на зарядку оказывается, что она либо занята другим электромобилем, либо обычная машина припарковалась возле неё, потому что не было других мест.
На конец июня 2024 года в России насчитывалось 7410 общественных зарядок. Из них 64,5% медленные, а быстрых всего 34,5%. Для сравнения, в России 23–24 тысячи автозаправок. И сравнивая их количество, стоит помнить, что одна заправка может обслужить больше автомобилей и сделает это быстрее.
2. Долгая зарядка
Автопроизводителям пока не удалось сделать скорость зарядки электромобиля сравнимой с заправкой обычной машины. Конечно, попытки есть, и некоторые компании обещают быструю зарядку о 10 до 80% за 10 минут. Но это возможно только в том случае, если используется очень быстрая зарядка, которых на улице вы не встретите.
Другая проблема заключается в том, что постоянное использование быстрой зарядки плохо влияет на батарею. Именно поэтому производители часто указывают время зарядки не от 0% до 100%, а от 10% до 80%, потому что, работая в этом диапазоне, аккумулятор дольше всего будет оставаться в нормальном состоянии. Кроме того, последние 10–20% машина заряжает медленнее, чтобы сберечь батарею.
С такой зарядкой любой электромобиль можно зарядить очень быстро. Но вопрос цены
Медленная зарядка на 2,3 кВт от розетки 220 вольт будет заряжать Tesla Model 3 от 20 до 80% почти 22 часа. Зарядка побыстрее на 7,4 кВт справится с этим за 7 часов. Обычно с такой мощностью люди устанавливают зарядку домой, если их не устраивает скорость от розетки.
Как видите, проблема с зарядкой актуальна до сих пор, несмотря на все старания производителей. И можно быть уверенным, что в ближайшие годы ситуация особо сильно не изменится.
3. Придется разбираться в зарядках
Такая домашняя зарядка Tesla будет стоить в России около 200 тысяч рублей
Это ждёт любого владельца электромобиля. Дело в том, что на рынке существует несколько разных стандартов, которые порой отличаются в зависимости от региона, для которого предназначена машина.
Помимо этого, надо будет подобрать, купить и установить зарядную станцию дома, если есть такая возможность. Она, к слову, стоит не дешево, в районе 100 тысяч рублей.
Также наверняка придется купить какие-нибудь переходники или дополнительные провода, а ещё находить станциями, которые совместимы с вашими зарядками.
Куда проще вставить пистолет в бак и оплатить топливо.
4. Ограниченный запас хода
Электромобили редко могут проехать значения, заявленные производителями. Это связано с тем, что тестируют их по стандарту WLTP. Проще говоря, в идеальных условиях. Более того, согласно WLTP температура в помещении (запас хода проверяется на стенде, а не на улице) должна составлять 23 ℃.
Но в реальности все водители ездят по-разному, поэтому заявленные производителем 500 км с легкостью могут уменьшиться в два раза. Батарея намного быстрее расходуется в минусовую температуру, при резких разгонах и на высокой скорости.
Поэтому если вы рискнули выехать на электромобиле на трассу, то вам придется ехать не спеша в правом ряду, чтобы заряд расходовался максимально медленно.
С обычными автомобилями всё намного проще. Запас хода у них тоже может варьироваться от стиля езды и погоды, но разница будет не такой большой.
5. Проблемы с ПО
Эта проблема особенно актуальна в России. Большинство популярных электромобилей в России продается неофициально, в связи с чем возникает немало нюансов.
Например, популярный в России Zeekr стоит русифицировать в среднем 100 тысяч рублей, и это без пайки SIM-карты (да, такое тоже практикуется). А ещё есть «мастер аккаунт», который получить тоже не просто, если он не достался вам с машиной.
Но Zeekr хотя бы получает обновления. Volkswagen ID.¾/6 такой привилегии в России лишены. Есть умельцы, которые обновляют прошивку за 150 тысяч рублей, и это если ещё найдешь человека. Для русификации машины необходимо менять блоки, но сама процедура необязательная, потому что есть английский язык, в отличие от Zeekr.
Электромобили очень сильно завязаны на софте, поэтому своевременное обновление ПО им необходимо.
Зато Tesla без проблем обновляется в России и имеет русский язык.
6. Отсутствие сервиса
Ещё одна проблема, вытекающая из того, что в России нет официальных дилеров популярных электричек.
Тут тоже есть интересный момент. Дело в том, что электромобили должны ездить в сервис намного реже, чем обычные машины. Их двигатели и батареи не требуют регулярного обслуживания, а за счет рекуперации тормозные колодки и диски изнашиваются немного медленнее.
Но всегда есть риск внепланового ремонта, причем необязательно по вине машины. И тут начинаются проблемы. Запчасти придется заказывать самостоятельно, но это на самом деле небольшая проблема, а для многих и не проблема вовсе.
Гораздо сложнее найти сервис или мастера, который понимает, что делает. Конечно, в случае подвески и тормозов проблем особых не будет, потому что их конструкция не сильно отличается от обычных машин. Но если понадобится сделать что-то посерьезнее, то не каждый мастер сможет и возьмется это делать.
7. Нет тюнинга
Для кого-то это вовсе не минус, но электромобили не созданы для тюнинга, вообще.
Вы не сможете прошить машину, увеличить мощность при помощи замены деталей или добавить опции, которых изначально не было.
В этом плане электромобили не подходят для тех, кто привык что-то улучшать в своих машинах. Повторюсь, минус не для всех, но для кого-то это важно.
8. Ликвидность
Ещё одна потенциальная проблема, которая может появиться после покупки электромобиля. Его будет сложнее продать, чем обычную машину.
В первую очередь это связано с тем, что большинство людей не готово покупать электромобили. В России приоритет бензиновым и дизельным машинам люди будут отдавать очень долго. Из-за этого продажа будет длиться дольше.
Самое главное, что чем больше пробег, тем дольше продается машина, потому что неподготовленному человеку страшно покупать электромобиль с большим пробегом, не зная, что ждет его впереди. А знающий человек, скорее всего, предпочтет отказаться от покупки.
На большом пробеге может потребоваться ремонт или замена батареи, а в России эту процедуру могут выполнить единицы.
Краткие итоги
Все вышеперечисленные минусы во многом связаны с отсутствием инфраструктуры и официальных дилеров, что и приводит к низкой популярности электромобилей в России.
Если хотя бы один из этих факторов устранится, то покупка электрокара не будет такой проблемой, как сейчас.
Тем более что при всех своих минусах, это очень интересные машины, которые имеют много плюсов.