5 проблем и все серьёзные. Почему в России не производят настоящие российские смарт-часы

Импортозамещение стало одной из ключевых идей развития промышленности страны. Можно долго спорить: хорошо это или плохо, но реалии заставляют выбирать именно такой путь. И отрицать определенные успехи трудно.

Да, мы не Америка, и не Китай, но и не страна третьего мира. Имеются и талантливые кадры, и определенная научно-техническая база. Россия создала свою процессорную микроархитектуру, выпускает сетевое оборудование, на рынке потребительской электроники представлены отечественные планшеты и телефоны. Да, их немного, они со своими особенностями, но все же.


Яндекс.Телефон — очередная попытка выйти на рынок с отечественным продуктом

А как обстоят дела с умными часами или фитнес-браслетами российского производства? Ведь с нашего рынка ушли некоторые крупные бренды, тот же Garmin, а сервис Endomondo не выдержал конкуренции с приложениями на iOS и Android. С учетом пропаганды и популярности здорового образа жизни (спасибо, государство!) потребность в фитнес-браслетах и сервисах мониторинга явно растет.

Кратко

Создать классный российский востребованный продукт для россиян — цель видится логичной и достижимой. И это благое, к тому же вовсе не бескорыстное, начинание вправе рассчитывать на поддержку государства в виде грантов и субсидий.

Продажи носимой электроники в миллионах штук — рост не останавливается

Благоприятные условия сложились, но что же мы видим на рынке? На Озоне в гордом разделе «Часы Российского Производства» представлено более двух тысяч моделей. Вот только описание раскрывает их насквозь китайскую сущность. Хотя, казалось бы, что тут сложного — создать часы, это все же не автомобиль, не телевизор и не планшет. Видимо, на то есть свои причины.

Этих причин несколько, и ниже узнаете о каждой в отдельности. Если у вас есть свои мысли по этому поводу — прошу в комментарии. Итак, почему в России нет отечественных умных часов и фитнес-браслетов:

1. Проблема с доступом к производству и технологиям

Современные умные часы — мультифункциональный мощный комбайн, для которого показ времени функция даже не основная. И вот этому компьютеру на руке требуется соответствующая начинка. К сожалению, в России не настолько развита микроэлектроника, чтобы производить требуемые энергоэффективные чипы. Так что говорить о производстве полного цикла — слишком оптимистично.

Есть вариант с закупкой нужных комплектующих и последующей «отверточной» сборкой. Но доступ к импортной электронике если и есть, то к устаревшей, и это в любом случае будет недешево. Да и инфраструктура для сборки тоже требуется в виде оборудования и персонала. И это тоже деньги.

◦ Назад к содержанию ◬

2. Высокие затраты на R&D

Создание подобного устройства с нуля потребует инвестиций в разработку. Цикл создания продукта довольно долгий, он подразумевает проведение исследований еще до начала работ. Помимо создания аппаратной платформы потребуется написать к ней софт, тестировать все это. Тут нужны уже не только деньги, но и время.

Так выглядит один из многочисленных R&D центров Huawei, город Сучжоу

Крупные производители активно работают над улучшением точности снимаемых датчиками показателями. У того же Huawei научно-исследовательских центров более 20. Помимо прочего там тестируются и спортсмены под нагрузкой, чтобы соотносить снимаемые реальные показатели с показателями носимой электроники.

Отечественный производитель вынужден будет пойти по этому пути, в противном случае получится сырой и неточный продукт. А кому нужен трекер, который выдает рандомные показатели?

◦ Назад к содержанию ◬

3. Конкуренция и проблемы с массовым производством

Массовое производство может снизить себестоимость продукта. Однако способен ли отечественный продукт, изначально, будем честными, уступающий по своим характеристикам топовым устройствам, а по стоимости — безликим «китайцам», найти свою нишу? Патриотизм — это хорошо, но сколько продаж он принесет?

Рынок умных часов и фитнес-браслетов уже сложился. Доминирующие там компании (Apple, Samsung, Huawei) долгие годы окучивали покупателей, приучая их к своим продуктам и к их особенностям. Лучшие бренды имеют за спиной не только солидные маркетинговые бюджеты, но и налаженное годами производство и связи с поставщиками и торговым сетями.

Потеснить лидеров — непростая задача, а в сегменте «Прочие» — не протолкнуться

Для выхода на этот рынок российской компании нужно понимание — что в условиях жесточайшей конкуренции можно предложить потребителю? Какая основная интригующая идея может быть у российских часов?

◦ Назад к содержанию ◬

4. Экосистема и поддержка ПО

Успех Apple Watch во многом опирается на тесное взаимодействие с iPhone, часы вообще хочется рассматривать в качестве элемента экосистемы, чтобы они взаимодействовали с другими устройствами и приложениями. И если международные компании уже или обеспечили такие интеграции, или взаимодействуют с уже готовыми решениями, то российским производителям придется выстраивать все с нуля, что, в условиях санкций, будет еще более сложно.

Да и приложения часам нужны. Команде разработчиков, даже если она и будет создана, требуется время. Да и работать придется по сути в автономном режиме, создавая заново все то что у конкурентов уже давно имеется.

Приложений должно быть много, разных и обновляемых

Использование специализированной операционки для часов Wear OS от Google могло бы решить проблему. Это сразу же дало бы часам множество уже готовых приложений и отличную совместимость с устройствами на Android. Но Google сейчас будет сотрудничать с российскими производителями. Не стоит ожидать, что Samsung и Huawei поделятся своими операционками (Tizen и Harmony OS) — кому нужно взращивать своими руками конкурента?

Если же пойти по пути ноунейм-китайцев с созданием проприетарной системы и своей оболочки, то вскоре встанет вопрос развития и поддержки — кто будет писать приложения и развивать проект? Сделать заказ на партию часов в Китае, снабдив их русифицированной оболочкой, несложно. Но что дальше? И это точно будут российские часы?

◦ Назад к содержанию ◬

5. Материалы и логистика

Чтобы самим производить высококачественные элементы умного устройства нужны специальные материалы и технологии. Они либо дорогие, либо вообще для нас недоступны.

Импорт же комплектующих тоже не так и прост. Вся надежда на Китай, но ведение с ним бизнеса вовсе не такая простая история. Сейчас никто не может гарантировать стабильность поставок и прохождения платежей.

◦ Назад к содержанию ◬

6. Регулирование и сертификация

Если продукт планируется развивать и предлагать в другие страны, то это потребует дополнительных трат на сертификацию и тестирование. В России получить необходимые международные документы будет затруднительно.

Да и использование умных часов на родном российском рынке потребует сертификации, но это как раз решаемо.

◦ Назад к содержанию ◬

7. Отечественные телефоны и планшеты — разве не пример?

Опыт с разработкой отечественных смартфонов и планшетов лишний раз показывает, насколько тернистый этот путь. Были попытки и создать оригинальное решение (YotaPhone), и использовать китайские модели с Android на основе отечественных программных фишек (Тайгафон), и работать на основе собственной ОС Аврора. В гонке поучаствовал даже Яндекс со своим Яндекс.Телефоном.

Мобильная операционка есть! Но не для часов…

Но все эти проекты или со временем обнаруживали свою экономическую несостоятельность, или изначально создавались под конкретные задачи государства или корпораций. С часами куда сложнее, все же эти устройства не настолько функциональны, как смартфоны или планшеты, так что государству и бизнесу они попросту не нужны в таких объемах.

На самом деле впадать в уныние не стоит. Надо лишь глубже занырнуть в дебри Google и найти несколько реальных отечественных проектов. Так, в 2021 году компания Sitronics из Зеленограда представила свои умные часы для рабочих бригад. Тот гаджет был ориентирован на корпоративных пользователей, явно не став массовым. Устройство за 10 тысяч рублей производилось в Зеленограде, поддерживало 4G и 5G и работало на базе проприетарной ОС.


Российские часы? Не все так плохо

А в самом начале этого года отечественный IT-холдинг «Ланит» выкупил отечественные активы иностранной компании Elari. Сменили прописку, что интересно, команда разработчиков и права интеллектуальной собственности. А ведь Elari своим ключевым продуктом считала детские умные часы.

Так что скоро можно ожидать отечественные смарт-часы — необходимая база для этого, кажется, уже есть. Компания планирует выпускать продукты для всех возрастов, в том числе и устройства с мониторингом активности. А детские часы должны получить коллаборацию с известными мультяшками.

Так могут выглядеть в недалеком будущем российские детские смарт-часы

В теории наша страна обладает научным и кадровым потенциалом для решения такой задачи. Однако для ее решения необходимо преодолеть множество барьеров: от экономических и технологических до политических. Не зря говорят: «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Видимо, на третьем-четвертом замере уже становится понятно, что резать то и смысла нет. А редким энтузиастам можно пожелать лишь удачи — мы будем с интересом (искренне!) наблюдать за тем, что у них получится.

©  iphones.ru