Пилоты ТУ-204-100 пытались посадить самолет с помощью бытового GPS-навигатора

По сообщению газеты КоммерсантЪ, участники расследования аварии Ту-204-100 компании "Авиастар-Ту", происшедшей 22.03.2010 возле аэропорта Домодедово, похоже, определились с версиями о ее причинах. По основной из них, экипаж посадил самолет не на полосу, а в лес потому, что не смог воспользоваться штатным навигационным оборудованием самолета и аэропорта. Карманный GPS-навигатор экипаж не выручил. Ориентируясь на уже полученные результаты из "черных ящиков", комиссия заявила, что на борту не было пожара или взрыва, в полете не разрушался фюзеляж, а двигатели Ту-204 работали до самого столкновения с землей. Между тем, члены комиссии, занятые в расследовании аварии, уже установили, что ситуация в полете стала критической после того, как пилоты Ту-204 по неизвестной пока причине не смогли воспользоваться штатной навигационной системой самолета при посадке. Как рассказал "Ъ" один из участников расследования, московский аэропорт Домодедово, как и большинство современных аэропортов, оборудован так называемой курсоглиссадной навигационной системой (КГС), позволяющей пилоту даже в самых сложных метеоусловиях сажать самолет практически "вслепую". По словам экспертов, в случае подозрений на отказ КГС во время посадки пилот имеет право отказаться от нее и перейти на ручное управление. Однако это накладывает на командира определенные обязательства: он должен предупредить диспетчера и экипаж, а самое главное — реально оценить собственные возможности. Дело в том, что посадить машину вручную можно только в условиях идеальной видимости — если КГС отказывает в непогоду, пилот обязан подняться и уходить на запасной аэродром. Погодные условия в Домодедово в ночь на понедельник, как установили эксперты, были крайне сложными: над аэропортом висел туман и плотные облака, нижняя граница которых была всего в 60 м от земли. Так называемая рваная облачность ограничивала и видимость в горизонтальном направлении — она постоянно менялась в пределах от 400 до 1 тыс. м. Иначе говоря, пилоты Ту-204 до последнего момента шли в полном "молоке", прекрасно понимая, что увидят землю лишь за несколько секунд до того, как машина коснется ее колесами шасси. Так или иначе, летчикам пришлось перейти на ручное управление. Диспетчеру они о своем решении почему-то не сообщили, а ориентироваться в пространстве, видимо, решили с помощью карманного GPS-навигатора. Во всяком случае, отрывочные ссылки на этот прибор присутствуют в расшифрованных специалистами переговорах экипажа. Перед самой посадкой самолет уклонился влево от глиссады, о чем пилотам сообщил диспетчер. Пытаясь вернуться на правильный курс, летчики и зацепились за деревья, не долетев до посадочной полосы около километра. Летный директор авиакомпании "Авиастар-Ту" Александр Потапов сообщил "Ъ", что с предположением об отказе КГС Ту-204 он не согласен. "Самолет до этого делал два рейса, заходя в том же аэропорту, на тот же курс, и вся бортовая аппаратура работала исправно,— отметил он.— Может, какие-то отказы и были, но только не КГС". Версию о ведении самолета по GPS он тоже назвал "чепухой". "Я знаю, что некоторые пилоты берут навигаторы GPS в самолеты, но у нас это не приветствуется, работать надо со штатным оборудованием. Кроме того, следить по GPS за глиссадой по высоте просто невозможно". Командир экипажа испытателей Ту-204 летно-испытательного комплекса "Авиастар-СП" Олег Ганович тоже отметил, что сталкиваться с отказами КГС на Ту-204 ему не приходилось. Однако даже если бы это произошло в Домодедово, пилотам "Авиастар-Ту", по его мнению, логичнее было бы ориентироваться в пространстве по другим, менее точным, чем КГС, но штатным навигационным системам, установленным в аэропорту. "Например, по приводным радиомаркерам или по командам диспетчера, который ведет самолет по радиолокационному лучу". По словам пилота, навигаторы в полете действительно используют "некоторые владельцы маленьких самолетов и это им очень помогает", но использовать их на Ту-204 просто "не имеет смысла".

©  hpc.ru